'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (33) том 1
  4. Научная статья № 18

Просмотры  98 просмотров

Маргарян Н.В.

  


ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ФЗ «О СВЯЗИ»И ФЗ «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ» *

  


Аннотация:
в статья рассмотрены крупные правовые и технические проблемы, которые возникают в связи с вступлением в силу изменений в Федеральные законы «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»   

Ключевые слова:
конституционные права и свободы, цензура, риски, сообщения, маршрутизация трафика   


В ноябре 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон „О связи“ и Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“, которые получили неофициальное название «закон о суверенном Интернете». В полную силу этот закон еще не заработал. Целью законопроекта его авторы называли обеспечение стабильности российского сегмента Интернета в случае, если его отключат от общемировой Сети. Его суть сводится к установлению контроля Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) за маршрутизацией трафика и ограничением доступа на запрещенные на территории РФ ресурсы. Обмен трафиков может производиться только через специальные точки обмена трафиком, подконтрольные государственным структурам. Эти нововведения порождают определенные проблемы, среди которых – специфическая форма установления цензуры, ограничения свободы слова и тайны переписки и права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (все названное – конституционные права и свободы); риски ухудшения работы Сети в принципе. В этом эссе я попытаюсь раскрыть названные проблемы и опасности, которые таит в себе «закон о суверенном интернете». Предполагается, что этот закон создает механизмы защиты в случае внешних угроз. Однако считать внешней угрозой для целостности и устойчивости и как доказать ее реальное наличие законодатели не определили, оставив эту задачу на усмотрение Правительства. Возникает ситуация, когда государство может фактически произвольно принимать решения о закрытии определенных серверов для пользователей Сети и соответственно ограничить право своих граждан на получение и распространение информации без судебного решения. Закон предлагает «перестроить топологию всего российского интернета» и наделяет Роскомнадзор чрезмерными полномочиями. Чтобы иметь возможность блокировать запрещенные ресурсы на своем уровне, ответственная Федеральная служба должна будет просматривать передаваемый операторами трафик, то есть получит полномочия, которые сейчас есть только у спецслужб. По словам анонимного участника Интернет-рынка, может возникнуть перлюстрация сообщений пользователей, что нарушает конституционное право граждан на тайну переписки и иных сообщений. Так, система мгновенного обмена сообщениями, или мессенджер, Telegram, не предоставляла Роскомнадзору ключи для расшифровки переписок своих пользователей. Ведомству был необходим доступ к сообщениям неограниченного круга лиц. И, по словам его бывшего главы А.А. Жарова, закон «о суверенном интернете» имеет целью борьбу «в том числе с запрещенными ресурсами, среди которых и» Telegram. А это затрагивает права десятков миллионов российских пользователей мессенджера, уверенных, что их данные и сообщения защищены. Еще одна проблема, порождаемая принятым законом, связана с вероятными сбоями в сети, о чем говорят многочисленные эксперты. Тестирование нового обязательного оборудования проходило на территории Уральского Федерального округа на сетях фиксированной связи крупнейших операторов и затронуло пользователей домашнего интернета. При этом были замечены существенные сбои: в некоторых случаях вместе с ресурсом, который предполагалось блокировать, замедлялась работа других ресурсов или всего сервиса провайдера. Как отмечают эксперты, необходимость при маршрутизации трафика следовать правилам Роскомнадзора технически несостоятельна — протокол IP разработан так, что передача данных осуществляется по наиболее оптимальному и рациональному маршруту, а не так, как пожелает определенное ведомство. Есть опасения, что централизация управления трафиком в случае его взлома может полностью парализовать работу интернета в России. Подводя итоги, следует еще раз отметить, что новый закон о «суверенном интернете» технически и экономически неэффективен и в нем заложены риски нарушения конституционных прав граждан и гипертрофированности полномочий надзорного органа. На данный момент инициатива, воплощенная в уже вступивший в силу закон, имеет множество пробелов. Но совершенно точно необходимо организовать работу так, чтобы «суверенный Рунет» не оказался интернетом изолированным и зацензуренным.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Маргарян Н.В. ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ФЗ «О СВЯЗИ»И ФЗ «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ» // Вестник науки №12 (33) том 1. С. 92 - 95. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3856 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3856



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.