'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (33) том 1
  4. Научная статья № 20

Просмотры  147 просмотров

Матюшкин Д.А., Толстухина Т.В.

  


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМУПРАВЛЕНИЯ ПРАВА НАОТПУСК ВОДЫ *

  


Аннотация:
дается сравнительный анализ государственного регулирования в сфере оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства, исследуется гражданско-правовые и публичные договора, используемые в отрасли. Рассматриваются основные системы управления правом на отпуск воды в Российской Федерации, США и Объединенных Арабских Эмиратов   

Ключевые слова:
гражданско-правовой договор, ЖКХ, госрегулирование, система контроля, право на воду   


Государственное регулирование на федеральном уровне жилищнокоммунальной сфере России имеет ярко выраженный императивный характер. Все лица участвующие в процессе оказания услуг по передачи распределению и поставки энергоносителей обязаны использовать типовые отраслевые договора. Исследуя основные механизмы договорных отношений используемые законодателем, мы увидим, что все они ограничены обеспечением свободы конкуренции закрепленные Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с изменениями и дополнениями от: 1 марта 2020 г. Принцип ограничения свободы договора заложен в таких законах как: ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О теплоснабжении"; ст.11 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О водоснабжении и водоотведении". Так, например, индивидуально-правовой договор ограничивается принципом свободы, механизмом согласования административным лицом и неизменными условиями договора электроснабжения. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к естественно-монопольному виду деятельности. Согласно положений статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Учитывая изложенное, территориальная сетевая организация занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.[5] Жилищно-коммунальное хозяйство оказывает такие виды услуг как поставка теплоносителя через присоединенную сеть потребителю, сбор и вывоз ТБО, водоснабжение и водоотведение по договорам предметом которых является осуществление деятельности по выполнению работ или оказанию услуг в отношении каждого, кто к ней относится с одинаковыми условиями для всех потребителей, кроме случаев где Правительство РФ вправе издавать правила обязательные для сторон. Договоры по опосредованному использованию водного объекта (договоры в сфере водоснабжения и водоотведения: договоры горячего и холодного водоснабжения, договоры водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения). Данные договоры заключаются в целях  обеспечения абонента питьевой или технической водой, договор водоотведения — для приема и очистка сточных вод в централизованную систему водоотведения, их транспортировку и сброс в водный объект. Единый договор холодного водоснабжения и водоотведения сочетает в себе ранее названные цели. Гражданско-правовая сущность договора водоснабжения определена в ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О водоснабжении и водоотведении» (далее — ФЗ «О водоснабжении»), где закреплена возможность применения к рассматриваемой сделки норм ГК РФ о договоре энергоснабжения с соответствующими оговорками. Следовательно, договор водоснабжения по «таксономической» классификации гражданскоправовых договоров примыкает к купле-продаже. Договор водоотведения относится к договорам о возмездном оказании услуг (ч. 2 ст. 14 ФЗ «О водоснабжении»). Соответственно единый договор холодного водоснабжения и водоотведения включает элементы как купли-продажи, так и возмездного оказания услуг. Договоры в области водоотведения и водоснабжения являются публичными договорами и для них утверждена типовая форма. Типовые договоры в рассматриваемой сфере обязательны для сторон при исполнении публичного договора. Сторонам не разрешено включать в договор дополнительные условия, не предусмотренные типовой формой. Если условия договора водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения не соответствуют типовому договору, то они признаются ничтожными. Аналогичной правовой позиции придерживается и судебная практика. Процедура заключения договора горячего и холодного водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения [4]. Анализируя правовые средства привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, Я.А. Ключникова приходит к выводу о существенной эффективности концессионных соглашений применительно к теплоснабжению, централизованным системам горячего и холодного водоснабжения, водоотведения. Государственно-частное и  муниципально-частное партнерство, включая концессии, позволяют реализовывать инвестиционные проекты, которые невозможно было бы осуществить без значительных материальных вложений. Соглашение о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве, концессионное соглашение являются гражданско-правовыми договорами. Их следует относить к договорам, которые содержат элементы других договоров. К отношениям сторон, возникшим из соглашения о государственно-частном, муниципальночастном партнерстве или из концессионного соглашения, будут применяться в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых они содержат. Правительством РФ утверждены примерные концессионные соглашения в отношении гидротехнических сооружений26; систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в т.ч. объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, морских и речных портов, гидротехнических сооружений портов, объектов производственной и инженерной инфраструктур, объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии. При этом по соглашению сторон в рассматриваемые сделки могут включаться и иные, не противоречащие законодательству РФ условия, не урегулированные примерными концессионными соглашениями. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что система по использованию водных ресурсов состоит из трех структурных подразделений: 1) договоры по прямому использованию водного объекта (договоры водопользования); 2) договоры по опосредованному использованию водного объекта (договоры в сфере водоснабжения и водоотведения: договоры горячего и холодного водоснабжения, договоры водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения); 3) договоры по привлечению инвестиций в водное хозяйство (соглашения о государственно-, муниципально-частном партнерстве, включая концессионные соглашения). [2]

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Матюшкин Д.А., Толстухина Т.В. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМУПРАВЛЕНИЯ ПРАВА НАОТПУСК ВОДЫ // Вестник науки №12 (33) том 1. С. 101 - 108. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3858 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3858



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.