'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (33) том 1
  4. Научная статья № 28

Просмотры  194 просмотров

Крехов А.С., Сергун П.П.

  


ИСТОРИЯЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ *

  


Аннотация:
статья рассматривает историю зарождения и развития органов военной прокуратуры в нашей стране, соответствующие периоды ее становления, функции и полномочия военной прокуратуры на различных этапах, а также соответствующие нормативно-правовые документы по вопросам деятельности   

Ключевые слова:
военная прокуратура, прокурорский надзор, прокурорская служба, военный трибунал, подсудность   


Отечественная прокуратура по праву занимает особое место в системе государственных органов, являясь одним из важнейших конституционных правоохранительных институтов нашего государства. Условно развитие института военной прокуратуры можно разделить на несколько периодов. Первый период охватывает промежуток с 1711 по 1867 годы, когда проходило становление и развитие аудиториата в Российской армии и флоте. Аудиториат выступил в качестве первого шага на пути к появлению института отечественных военных прокуратур. Очень много значимых преобразований в системе устройства государственных органов связано с деятельностью двух российских императоров: Петра I и Александра II. Именно им обязана своим рождением прокурорская служба в целом, и такое направление ее деятельности, как военная прокуратура. Первый прокурор, в функции которого входил контроль соблюдения указов царя и постановлений Сената, появился в 1722 году. Именно тогда была учреждена должность Генерал-прокурора. Поскольку, подавляющее большинство высших чинов государства (губернаторы, наместники, воеводы), наряду с гражданскими, имели и воинские чины, можно считать, что прокуратура в петровские и послепетровские времена отчасти выполняла функции военной прокуратуры. Вторым периодом развития института военной прокуратуры можно считать промежуток с 1867 по 1917 годы. Именно тогда в российской армии вводится должность военного прокурора, происходило приближение формы деятельности прокуратуры к современному виду. В частности, после военносудебной реформы Александра II в 1867 г. была введена должность первого Главного военного прокурора. В число его обязанностей входил надзор «за охранением законов» во всех воинских подразделениях и на флоте. 15 мая 1867 г. Александром II был утвержден Военно-судебный устав. В данном Уставе определялась система органов военной юстиции, единая и независимая от общих органов юстиции. Создаваемая система рассчитывалась на возможность функционирования не только в мирное, но и в военное время. Военно-окружные суды составляли основное звено особой ветви судов Российской империи, которую возглавлял Главный военный суд, подчиненный Военному министру и осуществлявший функции кассации и надзора. Военные  прокуроры входили и состав военных судов. Руководство лицами прокурорского надзора военно-судебного ведомства осуществлял Главный военный прокурор. Кроме того, в тот период изменились функции российской прокуратуры — из учреждения, осуществляющего прокурорский надзор, она была превращена в основном в орган уголовного преследования по образцу западноевропейской прокуратуры. Третий период начался в 1917 г. и продолжается по настоящее время. Декрет «О суде» № 1 1917 г. упразднил действовавшие ранее Судебные уставы 1864 г., в результате чего была ликвидирована и дореволюционная российская прокуратура. Теперь надзор возлагался на Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ) и Народный комиссариат юстиции (НКЮ РСФСР). В дальнейшем, в 1922 г., Народный комиссариат юстиции подготовил проект Положения о прокурорском надзоре. Согласно нему, органы военной прокуратуры не выделялись в качестве отдельного государственного органа. Военную прокуратуру возглавлял Прокурор Республики, который являлся одновременно Народным комиссаром юстиции. Помощники прокурора выполняли прокурорские обязанности в том числе при Верховном трибунале ВЦИК, руководя работой нижестоящих военных прокуроров. Стоит отметить, что условия службы в армии и на флоте требовали от военных прокуроров мер по поддержанию воинской дисциплины согласно Инструкции военным прокурорам и их помощникам от 4 января 1923 г. № 41. Данный документ конкретизировал статус военных прокуроров, непосредственно исходя из условий их работы. В августе 1926 г. ЦИК и Совнарком СССР было утверждено Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре. Можно утверждать, что это был первый законодательный акт, в котором непосредственно и полно были регламентированы задачи, организация и деятельность военной прокуратуры в СССР на данном этапе. Положение о Верховном Суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР 1929 г. устанавливало руководство деятельностью органов военной прокуратуры Прокурором Верховного Суда СССР через своего старшего помощника по военной прокуратуре и военной коллегии Верховного Суда СССР (ст. 76 гл. 3 разд.2). В дальнейшем, в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. производство по уголовным делам осуществлялось в соответствии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» по правилам, устанавливаемым Положением о военных трибуналах в районах военных действий. Таким образом, во время войны никаких дополнительных функций и задач на прокуратуру не возлагалось, а статус военного прокурора не изменялся. Что касается организационных моментов, то в январе 1942 г. была организована Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта, 29 мая 1943 г. — Главная военная прокуратура морского и речного флота СССР. Также была изменена подследственность военной прокуратуры в связи с расширением круга дел, подсудных военным трибуналам. Согласно введенному в 1966 г. новому Положению о военной прокуратуре, определялись система органов военной прокуратуры (гл. 3) и их полномочия, подследственность уголовных дел военным следователям (ст. 12). Принятие союзного Закона о прокуратуре СССР 1979 г. в целом повлияло на изменения в правовых основах деятельности органов военной прокуратуры. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 г. № 5403-Х было утверждено новое Положение о военной прокуратуре, в котором сочетались как нормы предыдущего законодательства, так и усовершенствованное с учетом накопленного опыта регулирование деятельности органов военной юстиции. Следующим этапом развития законодательства о военной прокуратуре стал период становления российской государственности, последовавший после  распада СССР. Действующий на сегодняшний день Федеральный закон о прокуратуре закрепляет актуальные на современном этапе особенности организации и деятельности органов военной прокуратуры. Таким образом, говоря об истории развития института военной прокуратуры, можно сделать вывод, что данный правоохранительный орган прошел долгий путь с начала XVIII в. до сегодняшнего дня. При этом, его реформирование в соответствии с изменяющимися условиями действительности не закончено и в настоящее время.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Крехов А.С., Сергун П.П. ИСТОРИЯЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ // Вестник науки №12 (33) том 1. С. 150 - 154. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3866 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3866



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.