'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (8) том 4
  4. Научная статья № 11

Просмотры  205 просмотров

Куропаткина О.В.

  


ЛЕСТАДИАНСТВО У СААМОВ: ВЛИЯНИЕ НА САМОСОЗНАНИЕ И СОЦИАЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается краткая история лютеранства в Лапландии и появления там лестадианства. Изложены основные идеи основателя движения Ларса Леви Лестадиуса и особенности трансформации саамской мифологии и культуры в лестадианстве. Описано влияние лестадианства на самосознание и социальную позицию саамов   

Ключевые слова:
Лапландия, саамы, Швеция, лютеранство, пиетизм, Ларс Леви Лестадиус, лестадианство, восстание в Каутокейно   


Лестадианство – консервативное лютеранское движение, возникшее в середине XIX в. среди саамов и существенно повлиявшее на их самосознание и социальные установки. Представляется интересным в связи с этим рассмотреть основные положения и историю этого движения у саамов. Лестадианство – разновидность пиетизма (от слова pietas – благочестие), движения внутри немецкого лютеранства в XVII в. В центре внимания пиетизма – идея покаяния и «нового рождения» (или «рождения свыше») – человек не просто сожалеет о конкретном поступке, а с ним происходит коренной переворот, он полностью меняет жизнь в результате действия Божьей благодати [5]. Пиетизм, возникнув в Германии, в XVIII в. попал и в скандинавские страны. Протестантская проповедь среди саамов началась с конца XVI в., а c XVII в. появились священники-«лаппенстер», живущие среди саамов [8]. Саамы, принимая формально христианство, оставались практикующими язычниками. Новый виток миссионерства произошел в начале XVIII в., когда среди коренного населения Лапландии стал проповедовать пастор-пиетист Томас фон Вестен, «апостол саамов», настаивающий на изучении миссионерами саамского языка. Он ввел должности миссионера и школьного учителя, чтобы укоренить христианство в саамской среде. При этом он относился к языческим традициям резко враждебно, отнимал у саамов их священные барабаны, использовавшиеся для молитвенных и экстатических практик, принуждал новообращенных публично проклинать прежних богов. В результате произошел раскол между саамами-христианами, которых считали предателями, и саамами-язычниками, готовыми им отомстить [3, 8]. У тех миссионеров, которые работали после Вестена, осталась репрессивность по отношению к язычеству, но исчезло требование изучать саамский язык – саамы должны были учить язык своих проповедников в школах [8]. В результате большинство саамов были равнодушны или враждебны к христианству; дополнительные сложности миссионерам создавало повальное пьянство. Ситуация изменилась благодаря харизматичному проповеднику - Ларсу Леви Лестадиусу (1800-1864). Он происходил из династии священников, служивших в Лапландии, был сыном шведа и южной саамки, соответственно, один из диалектов саамского языка был для него родным. Лестадиус отучился в семинарии, стал пастором, женился на саамке и был назначен миссионером в саамский приход. Он активно взялся за работу, рьяно отстаивал необходимость знать и изучать саамский язык [2, с. 118, 119]. Смерть сына, собственные болезни, неудачи в проповеди (несмотря на все его усилия, саамы оставались в целом равнодушными к христианству) привели Лестадиуса к кризису веры. В 1844 г. он встретил саамку-пиетистку Миллу Клементсдоттер, которая проповедовала ему о «рождении свыше» и прощении грехов. После этого с Лестадиусом, по его свидетельству, произошел внутренний переворот; его проповеди кардинально поменялись: он стал проповедовать народным языком, используя яркие эмоциональные образы и ссылки на саамскую мифологию. Так, например, «духов земли», любимых саамами обитателей подземного мира, он объявил тайными детьми Адама и Евы, которые крадут младенцев и взамен подкладывают своих детенышей [2, с. 120-121]. Обрядовое пение, связанное с поклонением духами, Лестадиус называл «песнями сирен» и «песнями шлюх» [2, с. 129].Только маленький подземный дух, всегда приходящий на помощь людям, остался не дискредитированным – из-за своей любви к людям и соответствия христианским идеалам [2, с. 130]. На саамский лад Лестадиус переформулировал и христианское богословие: Бога он называл «небесным родителем», «Создатель с сердцем матери», Который желает спасти непослушных детей [4]. Проповедник еще до своего обращения также часто говорил о Боге как о Матери (видимо, намеренно смешивая христианского Бога и женское материнское божество), а о грехе – как о матереубийстве – злые и неблагодарные дети убивают своими проступками самоотверженную Мать [2, с. 125]. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Куропаткина О.В. ЛЕСТАДИАНСТВО У СААМОВ: ВЛИЯНИЕ НА САМОСОЗНАНИЕ И СОЦИАЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ // Вестник науки №8 (8) том 4. С. 51 - 54. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/387 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/387



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.