'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (33) том 2
  4. Научная статья № 4

Просмотры  102 просмотров

Дыба Д.П.

  


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВС ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье анализируются особенности развития у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости творческих способностей. Вопрос развития у детей с лёгкой степенью умственной отсталости творческих способностей относится к числу недостаточно изученных, но при этом наиболее сложных и актуальных   

Ключевые слова:
изобразительная деятельность, творческие способности, младшие школьники   


Под умственной отсталостью в дефектологической науке принято понимать стойкое психическое недоразвитие, обусловленное, прежде всего, органической недостаточностью головного мозга. Данное нарушение, как отмечается учёными (И.М. Бгажнокова, А.Д. Виноградова, Т.А. Власова, А.Н. Граборов, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн и др.), оказывает крайне негативное влияние на личностное и когнитивное развитие ребёнка [2; 6; 7;]. Вопрос развития у детей с лёгкой степенью умственной отсталости творческих способностей относится в педагогике к числу недостаточно изученных, но при этом наиболее сложных и актуальных. Это связано с необходимостью обеспечить для этих детей возможность полноценной интеграции в общество. Среди множества причин, тормозящих развитие у детей с лёгкой степенью умственной отсталости творческих способностей, ведущая причина находит выражение в недоразвитии интегративной деятельности коры головного мозга. Это, в свою очередь, обусловливает задержку в становлении и последующем развитии речи, в овладении статическими функциями, в формировании коммуникативной деятельности. Школьники с нарушением интеллектуальной сферы испытывают трудности в использовании ролевой речи в творческих заданиях, связанных с созданием собственного замысла. Только с помощью взрослого, после предварительного вербального описания характерных особенностей персонажей, дети с легкой степенью умственной отсталости способны к поиску средств выразительности образов, на что указывают В.Г. Петрова, И.В. Белякова [3]. Специфика развития творческих способностей этих детей наиболее ярко проявляется при оценке мышления. Изучению этого вопроса были посвящены труды Л.С. Выготского. Учёный писал, что конкретность в области мышления и тугоподвижность в области динамических систем внутренне связаны и представляются единством, а не двойным случайно сочетающимся у такого ребенка признаком. Конкретность мышления и действия ребенка с умственной отсталостью означает, таким образом, то, что всякая вещь и всякое событие приобретают свое значение в зависимости от ситуации. Поэтому всякое абстрагирование затруднено. Все связанное с понятием, с воображением, с творчеством оказывается в высшей степени затруднительно [4]. У школьников с лёгкой степенью умственной отсталости прослеживается слабая выраженность положительного мотивационно-потребностного компонента в деятельности, в том числе творческой. Интерес к творческим заданиям наблюдается лишь у некоторых из этих учащихся.  На начальных этапах деятельность базируется на подражательности. В свою очередь, интуиция связана с сознательным поиском средств выразительности образа. Дети с лёгкой степенью умственной отсталости, как указывает Т.Н. Головина, испытывают сложности как при выполнении заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, так и с созданием собственных замыслов и их реализацией в разных видах деятельности, в том числе в изобразительной. Более того, разные виды опоры, прежде всего, наглядная и словесная, не являются для детей «пусковым механизмом» для разворачивания творчества [5]. Полноценное развитие творческих способностей невозможно без мышления. Однако оно, как отмечается учёными, грубо нарушено при умственной отсталости (И.М. Бгажнокова, А.Д. Виноградова, Т.А. Власова, А.Н. Граборов, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн и др.). Это проявляется в трудностях при воссоздании словесных и наглядных образов, оказывает крайне негативное влияние на личностное и когнитивное развитие ребёнка [2; 6; 7; ]. Таким образом, становление у детей с лёгкой степенью умственной отсталости творческих способностей характеризуется значительными трудностями. Главная причина этого заключается в недоразвитии интегративной деятельности коры головного мозга, что приводит к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, навыками общения со взрослыми и сверстниками, продуктивными видами деятельности. Школьники с нарушенным интеллектом не могут создать оригинальных образов, творчески подойти к решению поставленной перед ними задачи. Эти дети склонны действовать хаотично, по шаблону, что снижает качество их деятельности.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Дыба Д.П. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВС ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №12 (33) том 2. С. 24 - 27. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3870 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3870



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.