'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (33) том 2
  4. Научная статья № 5

Просмотры  106 просмотров

Кураколова В.П.

  


СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯВ УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ *

  


Аннотация:
в данной статье использовались материалы СМИ и интернета. В материале отражается реакция и действия учреждений среднего профессионального образования в условиях людей пандемии. Перечисляются основные проблемы в образовательном процессе и переход обучения на новую форму дистанционного обучения. Рассмотрены некоторые электронные инструменты, дающие возможность продолжить обучение. Информация в данной статье может быть полезна для руководителей и преподавателей средних учебных учреждении при использовании дистанционного обучения   

Ключевые слова:
среднее профессиональное образование, онлайн-образование, видеоконференции, дистанционные образовательные технологии   


2020г привнес в жизнь людей всего мирового сообщества большие изменения. Эти изменения коснулись всех сфер деятельности, в том числе и образования. В этих условиях использования дистанционных образовательных технологий оказалось просто необходимой. Вынужденный переход на удаленное обучение формирует запрос на оценку готовности всех людей, в том числе и школьников, и студентов к обучению в новых условиях. С какими же трудностями столкнулись большинство образовательных учреждений, в частности, большинство российских колледжей в условиях социальной изоляции? И какие решения организационные и технологические принять в этой сложной ситуации? Нами были изучены большое количество статей в СМИ, посвященных деятельности системы образования в условиях эпидемии. Большинство решений, принимаемых властями носили системный характер и относились ко всем учебным заведения страны. Это были вопросы о сроках обучения, использование тех или иных платформ с разными провайдерами онлайнобразования. Непосредственно колледжей этот вопрос охватывал 52 субъекта в нашей стране. Онлайн-обучение существует довольно давно и в России и за рубежом, но сегодняшнее обучение в период инфекции из-за экстренного переноса имеет свои отличительные особенности. Абсолютно все занятия очные, привычные для студентов, и лекционные, и практические, и экзамены были перенесены в онлайн-среду. Экстренно вынуждены преподаватели разрабатывать дистанционные технологии, и при помощи инструментов коммуникации доставлять их до учащихся. Этот вынужденный и стремительный переход был не всем доступен из-за разной развитости инфракционной структуры, разработанных дисциплин электронными ресурсами и готовности преподавателей к этим изменениям. Быстро обучить педагогов можно организовав обучения техническим персоналом, каких в средних учебных учреждениях и школах очень мало. В этом случае выход был в том, что использовались LMS-платформы (или им подобные) и электронная почта учащихся. Необходимо помнить и о стрессовой ситуации по изменению обучения для учеников. Разберемся с отличием и самим понятием онлайн-обучение и образовательные технологии, на которые перешли образовательные учреждения. Понимание отличий онлайн-обучения, разработанного Дэйвидом Кормьером, преподавателем Университета Острова Принца Эдварда (Канада), от других существующих образовательных технологий, таких как дистанционное обучение, смешанное обучение, мобильное обучение и др., позволяет проводить сравнительный анализ эффективности обучения в разных форматах и судить о преимуществах и недостатках той или иной технологии. Многочисленные эксперименты, в том числе и в России показали, что онлайн-обучение является выше, чем традиционное очное обучение. В основе онлайн-обучения лежит хорошо обоснованной и спланированный учебный процесс на основе учебно-методических и контрольных материалов, которые доказали свою эффективность. Основным в онлайн-курсе является педагогический дизайн, обязательный инструмент проектирования онлайн-курса, а в образовательных технологиях он зачастую отсутствует из-за недостатка времени на разработку. На сайте просто надо зарегистрироваться и далее работать. Авторами предложены девять основных параметров (характеристик), которые необходимо учитывать при проектировании курса, с альтернативными вариантами реализации онлайн-обучения:  Модель обучения (исключительно электронное обучение, смешанное обучение с различным соотношением очного и онлайн-форматов, электронное обучение с включением вебинаров);  темп освоения (освоение в любом удобном темпе, заданный преподавателем темп освоения, заданный темп освоения с возможностью прохождения части курса в произвольном темпе);  количество обучающихся (до 35 человек, от 36 до 99 человек, от 100 до 999 человек, более 1000 человек);  педагогическая технология (объясняющий курс, практикоориентированный курс, исследовательский курс, курс для организации совместной коллективной деятельности);  цель оценивания в курсе (определение степени готовности обучающегося к новому материалу, организация адаптивного обучения, диагностика достигнутых результатов обучения, накопительная система оценок, выявление отстающих обучающихся);  роль преподавателя (активное взаимодействие со студентами онлайн, незначительное онлайн-присутствие, отсутствие преподавателя в онлайн-среде);  роль студента (читает и слушает; решает задачи и отвечает на вопросы, активное экспериментирование через симуляторы и другие инструменты, взаимодействие с другими обучающимися);  синхронизация взаимодействия (только асинхронное, только синхронное, смешанный формат взаимодействия)  обратная связь (автоматизированная со стороны системы, от преподавателя, от других обучающихся). Все перечисленные параметры необходимы при разработке, так как влияют на дизайн онлайн-курса, обеспечивают положительный результат и прекрасную обратную связь с преподавателем. При очном обучении дизайн онлайн-курса заменяют преподаватели и ресурсы учреждения. В период распространения инфекции быстрое внедрение онлайнобучения требуют и инвестиций и времени внедрения, до шести и более месяцев, потому необходимо осуществлять работу быстро и эффективно и готовить педагогов к этому заранее. Так что запуск таких курсов самым продвинутым педагогом не даст сразу высоких результатов. Поэтому в создавшейся ситуации с пандемией мы будем реализовывать не онлайн-обучение, а дистанционное обучение. Наиболее популярным для учебных заведений имеют LMS-платформы, социальные сети, электронная почта, вебинарные сервисы для онлайн-лекций и консультаций, мессенджеры для связи обучающихся и педагогов. Трудность была и в том, что часть преподавателей изучали электронные ресурсы вместе со студентами. В связи с отсутствием времени на подготовку обучение сводилось к небольшим вебинарам, рекомендациям и инструкциям. Конечно, ни о каком дизайне, проработке проектов речи не шло. Соответственно судить об эффективности полученных знаний тоже излишне.  Рассмотрим один из вариантов дистанционного обучения ZOOM. При помощи этой системы можно проводить онлайн–обучение и видеоконференции. Эта программа скачивается с интернета. Можно проводить бесплатно уроки до 40 мин, т.е. урок немного сокращенный. Программа подходит для школьников, учащихся средних заведений, хороша для групповых занятий как с телефона, с компьютера, планшета. Подключиться можно в процессе работы, зная ссылку. Связь на ZOOM очень качественная. Преподаватель может иметь связь с каждым учащимся, включать и выключать микрофон и пр. Есть чат, где можно быстро записать сообщения и общаться с преподавателем. Уроки можно записывать. Недостатком этой системы является ограниченное время использования, недолгое использование интерактивной доски и одновременное использование доски и видео. Далее удобной платформой для работы при дистанционном обучении является сайт idroo.com, это интерактивная доска со звуком. Легко можно переключаться с доски на демонстрацию экрана. Сайт прост и для учеников и учителей. На нем студент может выполнять задание, а учитель проверять. Для видеоконференций хорош Скайп или WhatsApp. Ее не надо скачивать, просто зарегистрироваться. Изменение учебного процесса в сегодняшних условиях связи с минимальными ресурсами на дистанционное обучение, вперед выходят другие критерии: 1) оценка контекста (предпосылок) изменений, 2) оценка целесообразности и экономической эффективности изменений, 3) оценка процессов осуществления изменений 4) результатов (продуктов), прямых и побочных. Для оценки происходящих в образовательных учреждения процессов необходимо определить: А) какие факторы и как они повлияли на эффективность образования?

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Кураколова В.П. СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯВ УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ // Вестник науки №12 (33) том 2. С. 28 - 33. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3871 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3871



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.