'
Кураколова В.П.
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯВ УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ *
Аннотация:
в данной статье использовались материалы СМИ и интернета. В материале отражается реакция и действия учреждений среднего профессионального образования в условиях людей пандемии. Перечисляются основные проблемы в образовательном процессе и переход обучения на новую форму дистанционного обучения. Рассмотрены некоторые электронные инструменты, дающие возможность продолжить обучение. Информация в данной статье может быть полезна для руководителей и преподавателей средних учебных учреждении при использовании дистанционного обучения
Ключевые слова:
среднее профессиональное образование, онлайн-образование, видеоконференции, дистанционные образовательные технологии
2020г привнес в жизнь людей всего мирового сообщества большие изменения. Эти изменения коснулись всех сфер деятельности, в том числе и образования. В этих условиях использования дистанционных образовательных технологий оказалось просто необходимой. Вынужденный переход на удаленное обучение формирует запрос на оценку готовности всех людей, в том числе и школьников, и студентов к обучению в новых условиях. С какими же трудностями столкнулись большинство образовательных учреждений, в частности, большинство российских колледжей в условиях социальной изоляции? И какие решения организационные и технологические принять в этой сложной ситуации? Нами были изучены большое количество статей в СМИ, посвященных деятельности системы образования в условиях эпидемии. Большинство решений, принимаемых властями носили системный характер и относились ко всем учебным заведения страны. Это были вопросы о сроках обучения, использование тех или иных платформ с разными провайдерами онлайнобразования. Непосредственно колледжей этот вопрос охватывал 52 субъекта в нашей стране. Онлайн-обучение существует довольно давно и в России и за рубежом, но сегодняшнее обучение в период инфекции из-за экстренного переноса имеет свои отличительные особенности. Абсолютно все занятия очные, привычные для студентов, и лекционные, и практические, и экзамены были перенесены в онлайн-среду. Экстренно вынуждены преподаватели разрабатывать дистанционные технологии, и при помощи инструментов коммуникации доставлять их до учащихся. Этот вынужденный и стремительный переход был не всем доступен из-за разной развитости инфракционной структуры, разработанных дисциплин электронными ресурсами и готовности преподавателей к этим изменениям. Быстро обучить педагогов можно организовав обучения техническим персоналом, каких в средних учебных учреждениях и школах очень мало. В этом случае выход был в том, что использовались LMS-платформы (или им подобные) и электронная почта учащихся. Необходимо помнить и о стрессовой ситуации по изменению обучения для учеников. Разберемся с отличием и самим понятием онлайн-обучение и образовательные технологии, на которые перешли образовательные учреждения. Понимание отличий онлайн-обучения, разработанного Дэйвидом Кормьером, преподавателем Университета Острова Принца Эдварда (Канада), от других существующих образовательных технологий, таких как дистанционное обучение, смешанное обучение, мобильное обучение и др., позволяет проводить сравнительный анализ эффективности обучения в разных форматах и судить о преимуществах и недостатках той или иной технологии. Многочисленные эксперименты, в том числе и в России показали, что онлайн-обучение является выше, чем традиционное очное обучение. В основе онлайн-обучения лежит хорошо обоснованной и спланированный учебный процесс на основе учебно-методических и контрольных материалов, которые доказали свою эффективность. Основным в онлайн-курсе является педагогический дизайн, обязательный инструмент проектирования онлайн-курса, а в образовательных технологиях он зачастую отсутствует из-за недостатка времени на разработку. На сайте просто надо зарегистрироваться и далее работать. Авторами предложены девять основных параметров (характеристик), которые необходимо учитывать при проектировании курса, с альтернативными вариантами реализации онлайн-обучения: Модель обучения (исключительно электронное обучение, смешанное обучение с различным соотношением очного и онлайн-форматов, электронное обучение с включением вебинаров); темп освоения (освоение в любом удобном темпе, заданный преподавателем темп освоения, заданный темп освоения с возможностью прохождения части курса в произвольном темпе); количество обучающихся (до 35 человек, от 36 до 99 человек, от 100 до 999 человек, более 1000 человек); педагогическая технология (объясняющий курс, практикоориентированный курс, исследовательский курс, курс для организации совместной коллективной деятельности); цель оценивания в курсе (определение степени готовности обучающегося к новому материалу, организация адаптивного обучения, диагностика достигнутых результатов обучения, накопительная система оценок, выявление отстающих обучающихся); роль преподавателя (активное взаимодействие со студентами онлайн, незначительное онлайн-присутствие, отсутствие преподавателя в онлайн-среде); роль студента (читает и слушает; решает задачи и отвечает на вопросы, активное экспериментирование через симуляторы и другие инструменты, взаимодействие с другими обучающимися); синхронизация взаимодействия (только асинхронное, только синхронное, смешанный формат взаимодействия) обратная связь (автоматизированная со стороны системы, от преподавателя, от других обучающихся). Все перечисленные параметры необходимы при разработке, так как влияют на дизайн онлайн-курса, обеспечивают положительный результат и прекрасную обратную связь с преподавателем. При очном обучении дизайн онлайн-курса заменяют преподаватели и ресурсы учреждения. В период распространения инфекции быстрое внедрение онлайнобучения требуют и инвестиций и времени внедрения, до шести и более месяцев, потому необходимо осуществлять работу быстро и эффективно и готовить педагогов к этому заранее. Так что запуск таких курсов самым продвинутым педагогом не даст сразу высоких результатов. Поэтому в создавшейся ситуации с пандемией мы будем реализовывать не онлайн-обучение, а дистанционное обучение. Наиболее популярным для учебных заведений имеют LMS-платформы, социальные сети, электронная почта, вебинарные сервисы для онлайн-лекций и консультаций, мессенджеры для связи обучающихся и педагогов. Трудность была и в том, что часть преподавателей изучали электронные ресурсы вместе со студентами. В связи с отсутствием времени на подготовку обучение сводилось к небольшим вебинарам, рекомендациям и инструкциям. Конечно, ни о каком дизайне, проработке проектов речи не шло. Соответственно судить об эффективности полученных знаний тоже излишне. Рассмотрим один из вариантов дистанционного обучения ZOOM. При помощи этой системы можно проводить онлайн–обучение и видеоконференции. Эта программа скачивается с интернета. Можно проводить бесплатно уроки до 40 мин, т.е. урок немного сокращенный. Программа подходит для школьников, учащихся средних заведений, хороша для групповых занятий как с телефона, с компьютера, планшета. Подключиться можно в процессе работы, зная ссылку. Связь на ZOOM очень качественная. Преподаватель может иметь связь с каждым учащимся, включать и выключать микрофон и пр. Есть чат, где можно быстро записать сообщения и общаться с преподавателем. Уроки можно записывать. Недостатком этой системы является ограниченное время использования, недолгое использование интерактивной доски и одновременное использование доски и видео. Далее удобной платформой для работы при дистанционном обучении является сайт idroo.com, это интерактивная доска со звуком. Легко можно переключаться с доски на демонстрацию экрана. Сайт прост и для учеников и учителей. На нем студент может выполнять задание, а учитель проверять. Для видеоконференций хорош Скайп или WhatsApp. Ее не надо скачивать, просто зарегистрироваться. Изменение учебного процесса в сегодняшних условиях связи с минимальными ресурсами на дистанционное обучение, вперед выходят другие критерии: 1) оценка контекста (предпосылок) изменений, 2) оценка целесообразности и экономической эффективности изменений, 3) оценка процессов осуществления изменений 4) результатов (продуктов), прямых и побочных. Для оценки происходящих в образовательных учреждения процессов необходимо определить: А) какие факторы и как они повлияли на эффективность образования?
Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 2
Ссылка для цитирования:
Кураколова В.П. СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯВ УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ // Вестник науки №12 (33) том 2. С. 28 - 33. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3871 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*