'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (33) том 2
  4. Научная статья № 7

Просмотры  165 просмотров

Трушина М.Д.

  


ОБРАЗ РАДУГИ В МИФОЛОГИИ,ФОЛЬКЛОРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ. *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности понимания образа радуги в мифологии, фольклоре и литературе, анализируется семантическая наполненность этого образа в каждой из перечисленных областей и их реализация непосредственно в народном и индивидуальном творчестве   

Ключевые слова:
радуга, мифология, фольклор, литература   


После дождя всегда приходит радуга – таков закон естества. Как известно, все, что есть в природе, неизменно вдохновляет людей, поэтому образ радуги, такой частый в нашей жизни, нередок и в фольклоре, культуре и литературе. Начать рассмотрение радуги как образа стоит с лексической единицы. Этимология слова окончательно неясна, но существуют две наиболее убедительные и признанные равноправными версии, согласно которым восточнославянское новообразование «радуга» является: а) суффиксальным производным суффиксом –ǫga от прасл. адъективного корня *rad- ‘радостный, веселый’; б) продолжением прасл. корня *dǫga (=дуга). В начальном ра- видятся усеченные ра(д)-, ра(й)- (ср. рус. диал. и укр. райдуга), лит. oras ‘воздух, небо’[1]. Второй взгляд на этимологию слова подтверждается словарным толкованием. Так, в словаре Ожегова видим: «разноцветная дуга на небесном своде». Подтверждает этот взгляд и В.И. Даль, определяющий радугу как «небесное явленье: семицветная дуга под облаками, от солнца позадь дождя». Однако у Даля в диалектных именованиях радуги мы видим подтверждения и этимологической связи слова с радостью: «веселка малорос. (от висеть? вероятнее от веселый), ноев завет (не ручаюсь, за сродство радуги с радостию, но, как это было радостное явленье Ною, то связь вероятна)». Еще убедительнее становится это предположение при обращении к «Русскому ассоциативному словарю», в котором среди эмотивных реакций на стимул радуга находим: красивая, красота, вещь!= красота, здорово, красива, красивый, восторг, ура!!! В обратной выборке, от реакции к стимулу, видим: надеяться, улыбка, фантазии. Реакция «надежда» связана и с мифологической наполненностью образа. В иудейской и христианской традициях радуга считается знаком примирения Бога с жизнью на земле после Потопа: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею» (Бытие,9:13) [2]. Эта божественная милость находит воплощение в поверьях, согласно которым радуга предвещает смену дождя на ясную погоду [3]. В мифологии образ радуги представлен обширно и многогранно. В Древней Греции, например, в платье из радужной росы богиня Ирис, несла послание Зевса и Геры к людям, в Индии радугу тоже воспринимали как божественный поклон Индры. В тантрическом буддизме «тело радуги» - переходное состояние от бытия к чистому свету. В отдельных частях Африки, Индии и Северной Америки радугу связывали со змеями, наделяя положительной и отрицательной силой [2]. Представление о радуге как о небесной змее актуально и для Азии, где для обозначения радуги жители острова Мияко используют диалектизм, дословно переводящийся как «небесная змея». Змея эта может сходить на землю и причинять вред человеку (местная поговорка, перевод которой: «если отдавши вернешь, небесной змеей обвит будешь», используемой в случае, когда отдавший вещь требует возврата). Такое представление о радуге является пережитком анимизма, когда все явления природы рассматривались как те или иные существа, населяющие землю [4]. Итак, мы видим, что в мифологии образ радуги представлен многообразно и наделяется разными эмоциями и коннотациями. Семы, реализуемые в мифологии: благословение, связь с божественным, путь, вредоносный змей. Теперь поставим себя перед вопросом: реализуются ли эти семы в малых жанрах фольклора? В поверьях мы снова видим связь с божественным: Радуга – это дорога, по которой ангелы сходят с неба за водой. Сема радуга-путь развивается, теперь радуга не только дорога, но и «транспортирующая артерия» (Радуга концами пьет воду из рек и озер и поднимает ее на небо для дождя). Связь с водой по-прежнему крепка, что наблюдается в поговорке Радуга ушат воды выпила и поверье Радуга с похмелья пьет из всех рек, озер, болот. Отовсюду воду пьет - она пьяница, причем в последнем связь с жидкостью доходит до крайности [6]. В пословице Воду из реки ведром не вычерпаешь, радугу с неба рукой не схватишь радуга получает сему недоступности. Другая, но не менее важная сема красоты радуги находит воплощение в заговорах. Украинские девушки, молились о красоте именно радуге, снимали с головы платок, смотрели на небо и говорили: «Дівко, дівко, небесна красавиця, дай мени, шоб я була хлопцам до лица, дай мени більше крови, шоб у мене були лица повни» [5]. В текстах частушек мы вновь сталкиваемся со связью радуги с небесами (В небе радуга смеётся,/ То-то хлеб уродится!/ Развесёлый сарафан,/ Сшила Богородица!), кроме того, радуга непосредственно радуется в этом тексте. Возможность «стать на радуге» из частушки (Мой миленок был уволен,/ Стал на радуге опять) закрепляет связь радуги с дорогой, неким ориентиром в пространстве. В приметах обыгрывается сема разноцветия радуги (Зеленая радуга к дождю, желтая - к хорошей погоде, красная - к жаре, ветру). В балканских приметах каждый цвет связывают с плодородием: синяя полоса - это капуста, овощи; желтая - растительное масло; красная - вино; какая полоса шире - того  и уродится больше в поле [3]. Также существует группа примет, связанная со временем появления радуги на небе, что порождает новую коннотацию непостоянности и временности (Радуга утром - к дождю. Радуга зимою - к морозу либо к снегу). Приметы, говорящие о месте появления радуги связаны с семой положения радуги в пространстве, представления о ней как о некоем ориентире, подкрепленном также легендами, говорящими, что там, где кончается радуга, закопан клад [5] (Радуга стоит с севера на юг - к дождю, с востока на запад - к хорошей погоде). В примете Плавать на воде при появившейся радуге опасно - может утянуть на небо вновь прослеживается опасность взаимодействия человека с радугой, ее гипотетическая вредоносность, реализованная также в представлениях о радуге, как о вампире (Радуга кровь сосет. Вот человек под радугой оказался и нашли потом мертвого, а в нем крови-то нет) [6]. Возвращаясь к «Русскому ассоциативному словарю», нельзя не вспомнить об эмотивной реакции «дети». У нескольких опрошенных радуга непременно ассоциируется с детством, что находит отражение в жанровом диапазоне текстов. Обширнее всего образы радуги представлены именно в детском фольклоре. Как и многие другие природные явления, образ радуги фигурирует в закличках. Традиционно к закличкам относят небольшие песенки или рифмованные приговоры, исполнявшиеся вне праздничного ритуала: Радугадуга,/ Не давай дождя,/ Давай солнышко,/ Колоколнышко! [7]. В закличках радуга характеризуется своей связью с дождем и солнцем, на передний план выходит ее природный комплекс сем. Детские песенки, записанные в Сербии и Хорватии, реализуют затрагиваемую в приметах сему благостности видения радуги: Ко не види дуге/ Не вид’ла га маjка/ До петрова данка (Кто не видит радуги,/ Пусть его не видит мать/ До Петрова дня), сема же опасности, гипотетической вредоносности наоборот заменяется защитной функцией от нечистой силы и связывается с  божественной наполненностью образа (Eno duga! Bizi, baba, izluga! (Вон радуга!/ Беги, баба, из болота!) [3]. В загадках на передний план выдвигаются внешние характеристики радуги: ее сравнение с коромыслом (Разноцветное коромысло/ Над рекой повисло), мостом, по-прежнему остаются актуальны красота и разноцветие (На минуту в землю врос/ Разноцветный чудо-мост. Поднялись ворота –/ Всему миру красота). В загадке Приказало солнце: стой,/ Семицветный мост крутой!/ Тучка скрыла солнца свет - / Рухнул мост, и щепок нет развивается сема временности и непостоянства, мотива построения радужного моста. Отдельно можно выделить мнемотехнические тексты, служащие запоминанию очередности цветов в радуге. Они подчеркивают коннотацию разноцветия, но сами по себе имеют мало связи со сложившимися в образе радуги концептами, представляя набор слов, важных по сути лишь первыми буквами: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан, Как Однажды Жак Звонарь Головою Сшиб Фонарь. Наиболее распространенным является первый вариант, зафиксированный даже в белорусском языке на смысловом уровне (полное заимствование слов невозможно из-за несовпадения названий цветов): Чакай Атакі Жаўнера, Заўсёды Будзь Съмелым, Фазан («Ожидай нападения солдата (охотника), всегда будь смелым, фазан), а также в области постфолькора: переделка в среде IT-специалистов (Каждый Одмин Желает Знать, Где Системный Файл). Итак, подводя итог обзору фольклорных текстов, можно говорить о том, что радуга наделяется следующими семами: во-первых, сохраняются и развиваются мифологические мотивы связи с божественным, пути, вредоносности, во-вторых, появляются новые: недоступность, удаленность, красота, временность, положение в пространстве, связь с дождем и солнцем, мост и строительство

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Трушина М.Д. ОБРАЗ РАДУГИ В МИФОЛОГИИ,ФОЛЬКЛОРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ. // Вестник науки №12 (33) том 2. С. 41 - 47. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3873 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3873



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.