'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (33) том 2
  4. Научная статья № 16

Просмотры  108 просмотров

Айрапетян Д.А.

  


МЕДИАЦИЯ В НАЛОГОВЫХ СПОРАХ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности медиации как способа внесудебного разрешения конфликтов в налоговых спорах   

Ключевые слова:
медиация, налоговые споры, налогоплательщик, урегулирование спора, налоговый орган   


Альтернативный способ решения конфликтов успешно зарекомендовала себя при разрешении долговых споров во всем мире. Обычно подобный путь отвечает целям обеих сторон, а иногда учитывают и личные интересы непосредственных участников переговорного процесса [1. с. 97]. Медиация имеет много плюсов перед судебным порядком, и это не только положительно сказывается на репутации налоговой службы, но и вносит правовую определенность при действиях налогоплательщика направленные на уменьшение его трат на уплату налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, улучшает инвестиционный климат. Как отмечают многие авторы, одной из основных проблем развития института досудебного урегулирования споров является низкий уровень осведомленности сторон [2, с. 106]. Досудебное урегулирование споров должно проводиться независимым профессиональным медиатором, который специализируется на налоговых спорах, при этом и налоговый орган, и налогоплательщик должны иметь возможность участия в процедуре выбора медиаторов. Чтобы сохранить принцип равноправия сторон, медиатор не должен назначаться заинтересованной стороной или государством. Для реализации данного принципа медиатору важно вести разъяснительную работу со сторонами, прививая сторонам «язык сотрудничества», так как медиация — это высокий уровень культуры общения, в котором участники настолько уважают друг друга, что готовы услышать другую сторону [3]. Одним из плюсов является то, что такой способ урегулирования спора, помогая учесть потребности и интересы всех участников процесса медиации и сохраняя при этом для сторон полную конфиденциальность, формирует в обществе перспективные условия для возникновения сознания законопослушного налогоплательщика. То есть, медиация, имея такую гибкость, позволяет решить вопросы без привлечения посторонних лиц и общественности, при том, что большое количество налоговых споров, рассмотренных в пользу налогоплательщиков, не улучшает репутацию государства и налогового ведомства. Таким образом, конфиденциальность медиации решает данную проблему, к тому же, не позволяет создавать общедоступную практику применения. Возможно одним из самых положительных пунктов внесудебного урегулирования любого спора является отсутствие принудительного его решения, то есть осуществляется принцип добровольности: стороны сами приходят к принятию того единственного соглашения, которое удовлетворяет интересы каждой из них. Часто решение суда может удовлетворить только одну из сторон, и не всегда в полностью. Договоренность, достигнутое в ходе медиации, должно удовлетворять интересы всех сторон. Обеспечив возможность сторонам конфликта разрешить спор самим, можно получить такое его разрешение, когда все всем довольны, то есть такое разрешение конфликта дает возможность налогоплательщику отделаться ему  дополнительным начислением, который ему по силам, а налоговой инспекции - отчитаться о реально поступивших в бюджет зачислениях. Достигаемое в медиации решение нацелено на удовлетворение и достижения баланса интереса именно всех сторон. Так, у налоговой инспекции - интерес в поступлении денежных средств в бюджет, у налогоплательщика - отделаться небольшим взысканием. Если найти баланс между сторонами - судебного решения не потребуется. Также важно подчеркнуть, что достигаемое в процессе медиации соглашение не требует принудительного исполнения. Это большое преимущество медиации перед судебным порядком - добровольное исполнение достигнуто решением. Так же можно выявить еще один положительный пункт: при участии налогового органа в процедуре медиации не требуется официального изложения своей точки зрения по определенным вопросам, что позволяет не быть объектом управления со стороны контролирующего органа. Дополнительное преимущество медиации, также состоит в следующем: - дает возможность устранять учета у налогоплательщиков и ошибки организационные; - устраняются экономические опасности и риски в период длительных судебных процедур; - увеличивается экономическая и правовая ясность в оценках текущей экономической деятельности; - формируется возможность устранения личных контактов руководителей и представителей сторон в фазе усиления конфликта; - создаются благоприятные условия для принятия обдуманных решений; - в короткий срок устраняется правовая неясность выявления обязательств в период спора;  - формируются условия для своевременного выявления несостоятельности и прекращения деятельности налогоплательщиков – это безвыходная ситуация для кредиторов, в т. ч. и для налоговых органов; - появляется возможность избежать упущений судов, связанных с недостатком понимания судьями имеющейся практики в различных сферах предпринимательской деятельности, с отсутствием необходимых дополнительных знаний; - в отличие от судебного процесса и официального делопроизводства изложенные позиции сторон в отношении возможного решения спора, заявления о вероятности уступки, сделанной в ходе примирительного процесса с какойлибо стороны, определенные обстоятельства конфликта не будут иметь юридических последствий; - у сотрудников налоговых структур отсутствуют негативные последствия, по причине проигранных конфликтов с налогоплательщиками и безосновательных расходов. Медиация — это не просто примирительная процедура, это альтернативный способ разрешения спора, нацеленный на исчерпывание конфликта и достижение согласованных решений. Медиация не приводит стороны к примирению, основанному на односторонних уступках и компромиссе, а создает условия для прояснения позиций, согласования интересов и поиска жизнеспособных, а значит, и исполняемых волеизъявлений. На сегодняшний день тема внесудебного урегулирования споров с участием посредника набирает внушительные обороты. На территории России открываются специализированные онлайн – школы повышающие квалификацию юристов из всевозможных сфер, которое дает право профессионально заниматься внесудебным урегулированием конфликтов. Медиацию очень активно поддерживают суды, в целях снижения нагрузки, налоговые органы воспринимают пока досудебное урегулирование споров исключительно в формальных рамках Налогового кодекса Российской  Федерации. Будет ли медиация востребованной в России, как и в других зарубежных странах, покажет только время [4, с.354]. Благодаря такому институту у налогоплательщика появится практическая возможность донести свое мнение, быть услышанным, а у представителя налогового органа — получить наиболее полную информацию о содержании спора, продумать и аргументировать свою позицию. Вероятно, такой диалог поможет достичь наиболее справедливого и удовлетворяющего все стороны решения, но и в определенной степени, имея в себе прямой контакт сторон, позволит предотвратить повторение подобных спорных ситуаций в дальнейшем.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Айрапетян Д.А. МЕДИАЦИЯ В НАЛОГОВЫХ СПОРАХ // Вестник науки №12 (33) том 2. С. 90 - 94. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3882 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3882



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.