'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (33) том 2
  4. Научная статья № 22

Просмотры  133 просмотров

Чорновол Е.П.

  


ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ *

  


Аннотация:
статья посвящена анализу процедуры согласования антимонопольным органом предоставления публично-правовыми образования государственных и муниципальных преференций хозяйствующим субъектам   

Ключевые слова:
антимонопольная политика, антимонопольное регулирование, ФАС России, антимонопольный орган, государственные и муниципальные преференции, хозяйствующие субъекты   


В настоящее время конкуренция является элементом конституционного строя и основой рыночной экономики России (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 34 Конституции РФ, ст. 10. bis и 10.ter Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 (изменена 02.10.1979) [1], абз. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ, Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [2] (далее - Закон о защите конкуренции). При этом конкуренция - это не только действенный стимул для инноваций и снижения издержек, но и важная составляющая качественного экономического роста. Сообразно этому антимонопольная политика России [3] предусматривает комплекс экономических, организационных и правовых мер по обеспечению эффективного функционирования конкурентного рынка [4, с. 295], предупреждения, ограничения и пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности, а также недопущения злоупотребления отдельными предпринимателями доминирующим положением на рынке. Особое место в системе правовых мер стимулирования развития конкуренции занимает конкурентно-правовой институт преференций. В связи с этим исследование порядка предоставления государственных и муниципальных преференций хозяйствующим субъектам имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Согласно п. 20 ст. 4 Закон о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий. Следовательно, сущность преференции заключается в создании преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, обеспечивающим им более выгодные условия для осуществления поименованной в законе деятельности, направленной на извлечение прибыли или дохода, по сравнению с иными участниками такой же деятельности, вследствие передачи им за счет публичноправовых образований (России, субъектов РФ, муниципальных образований) благ, имеющих экономическое содержание и стоимостную оценку. При этом, когда предоставление хозяйствующим субъектам преференций законодатель связывает с категорией цели, то последнюю он рассматривает в качестве того результата, которого стремится достичь публично-правовое образование в той или иной сфере жизнедеятельности общества – охраны здоровья граждан, обеспечения обороноспособности страны, патриотического воспитания молодежи, развития малого предпринимательства и т.п. Поскольку практически это может быть осуществлено посредством деятельности конкретного хозяйствующего субъекта, постольку законодатель в порядке исключения из общего запрета в условиях рыночной экономики разрешает публично-правовым образованиям оказать для этого безвозмездную имущественную помощь такому субъекту. Формирующиеся при этом правовые связи базируются на корреляции результата (цели), к достижению которого стремится публично-правовое образование, предоставляющее преференции, и предмета (уставной или профессиональной) деятельности хозяйствующего субъекта, которому предоставляется такая преференция, ибо только с учетом характера деятельности последнего могут быть достигнуты те или иные социально значимые цели. В связи с этим нельзя согласиться с М. С. Красевич о том, что «Действующая сегодня система преференций не позволяет справедливо перераспределять ресурсы в пользу наиболее нуждающихся в помощи субъектов. Преференции предоставляются чаще всего по категориальному принципу, независимо от материального положения потребностей их получателей» [5, с. 22]. Преференции могут выражаться исключительно в трех формах: 1) передаче хозяйствующим субъектам государственного или муниципального имущества и иных объектов гражданских прав. В соответствии со ст. 128 ГК РФ в данную группу входят вещи (движимые и недвижимые), включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага, имеющие экономическое содержание и стоимостную оценку (так называемые нематериальные активы); 2) предоставлении хозяйствующим субъектам имущественных льгот,  снижающих издержки их деятельности по сравнению с иными предпринимателями, к примеру, снижение ставки по арендной плате; 3) предоставлении хозяйствующим субъектам государственных или муниципальных гарантий, предполагающих солидарную ответственность по их обязательствам публично-правовых образований (ст. 6 БК РФ). Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» [6] государственная (муниципальная) гарантия представляет собой не поименованный в главе 23 «Обеспечение исполнения обязательств» ГК РФ способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично (п. 1 ст. 115 БК РФ, п. 1 ст. 329 ГК РФ). Статья 115 БК РФ в п. 1 указывает, что государственная или муниципальная гарантия может предоставляться в обеспечение как надлежащего исполнения принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства), так и возмещения ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера. Каждая из представленных выше форм преференции обладает собственными характеристиками. Но поскольку всем им присуща гражданскоправовая природа, постольку при их определении необходимо исходить, прежде всего, из норм гражданского права, закрепляющих соответствующие понятия и раскрывающих их содержание, в частности, гл. 2, 4-8, Раздела II, гл. 23, ГК РФ и др. В связи с этим нельзя согласиться с А. Н. Кайль и Н. А. Агешкиной [7], А. В. Максименко и В. Б. Мишеловинтем [8] о том, что объектами государственной или муниципальной преференции не могут являться такие объекты гражданских прав как нематериальные блага, личные неимущественные права авторов произведений литературы, науки и искусства и т.п. Безусловно, такие блага, которые принадлежать личности как таковой и от нее неотделимые (ст. 150 ГК  РФ), о которых идет речь в п. 2 письма ФАС РФ от 12.09.2007 № ИА/16263 «Разъяснения по некоторым вопросам применения главы 5 Закона о конкуренции» [9], не могут позиционироваться в качестве преференции. Вместе с тем закон, безусловно, не исключает возможность предоставления хозяйствующим субъектам в качестве преференции прав на использование результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий как с передачей, так и без передачи на них исключительных прав (Раздел YII ГК РФ). С учетом этого в состав такой преференции могут входить личные неимущественные права авторов произведений литературы, науки и искусства, в частности, право на обнародование произведения. Подобный вывод подтверждается п. 2 вышеназванным Разъяснением ФАС РФ. Отсюда следует, что преференции выступают в качестве материальных или нематериальных благ, имеющих экономическое содержание и стоимостную оценку. Вследствие этого их использование хозяйствующими субъектами в области предпринимательской и иной деятельности, направленной соответственно на получение прибыли и дохода, снижает их собственные издержки, что и создает им преимущества по сравнению с другими участниками рынка (сферы деятельности). По мнению Д. И. Провалинского, «можно выделить следующие основные условия предоставления преференций: - их предоставление не должно нарушать конкуренцию среди участников товарного рынка, ввиду чего необходимо предварительное письменное согласие антимонопольного органа; - они предоставляются на основании актов государственных органов в прядке, определенном антимонопольным законодательством; - предоставляются исключительно для предусмотренных законом целей; - могут быть предоставлены только для целей осуществления деятельности, являющейся основной для хозяйствующего субъекта

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Чорновол Е.П. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ // Вестник науки №12 (33) том 2. С. 131 - 146. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3888 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3888



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.