'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (33) том 2
  4. Научная статья № 28

Просмотры  108 просмотров

Малышенко А.В.

  


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ *

  


Аннотация:
любые изменения в обществе обязательно сказываются на структуре и содержании системы школьного образования, меняя ее приоритеты, задачи, требования к ученику и учителю. Но одна проблема остается неизменно актуальной – проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья школьников, создания условий для их нормального роста и развития, что с неизбежностью ведет к повышению значимости личностных характеристик учителя   

Ключевые слова:
образовательная среда, психологические риски, образовательные риски   


Современный мир стоит перед лицом новой социальной реальности, признаками которой являются неопределенность и риск. В настоящее время люди различных социальных слоев населения находятся в состоянии риска. Молодежь, как немаловажная составляющая общества постоянно подвергается влиянию объективных условий современного мира, то есть внешних угроз и риска. В начале своего жизненного пути молодые люди подвергаются различным рискам: остаться без образования, не найти работы, не создать семьи, не выдержать конкуренции в бизнесе. Период взросления связан с приобретением и изменением собственного социального статуса. Молодые люди подвергаются риску, так как все время стремятся к чему-то новому, неизведанному. И здесь их подстерегает немотивированный риск, когда смелость и легкость, с которой молодые идут на риск, редко уравновешиваются строгой оценкой вероятности выигрыша и проигрыша, а опасность ошибки так велика, т. е. риск, с одной стороны, становится наиболее общим основанием современности, а с другой – значимым фактором социального развития молодежи. Учебные заведения являются частью жизненно важной среды человека. Образовательная среда несет в себе определенные социальные риски для молодых людей. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова слово «риск» имеет следующее значение: возможность опасности, неудачи. Действие наудачу в надежде на счастливый исход. [4] Если обратиться к новейшему «Толковому словарю иноязычных слов» Л. П. Крысина, то там слово «риск» обозначается так: возможная опасность. Группы риска (группы людей, профессия или род деятельности которых связаны с повышенной опасностью для их здоровья и жизни). Подвергать кого-нибудь или что-нибудь риску (рисковать жизнью ребенка); Подвергаться риску, ставить себя перед возможной опасностью или нежелательными последствиями (рискуем не успеть на поезд). Действие наудачу в надежде на счастливый исход. [2] Исследование риска как понятия в молодежной среде имеет эвристическое и практическое значение: риск является важнейшей характеристикой образа жизни молодежи, определяет особенности ее поведения, взаимодействия со сверстниками и с представителями других поколений, лежит в основе наиболее актуальных специфически молодежных проблем. Исследования этих проблем, осуществляемые как отечественными, так и зарубежными учеными, позволили раскрыть причины многих явлений, происходящих в различных молодежных группах. Вопрос о социальных рисках молодого поколения встает особенно остро в условиях продолжительного мирового кризиса. Рискованные ситуации и социальные угрозы представляются молодому человеку постоянно из-за неопределенности прогнозирования и отдаленного, и ближайшего будущего. Образование как социальное явление направлено на создание условий для воспитания, формирования и развития личности, обеспечение защищенности и удовлетворенности основных потребностей всех участников образовательного процесса, а также предупреждение социальных рисков. Образовательная среда, как  собирательное понятие представляет собой основу жизнедеятельности любой образовательной системы. В педагогике на сегодняшний день накоплены знания о понятии «образовательная среда» и ее функциях, об особенностях ее формирования, о воздействии образовательной среды на личность, о факторах управления образовательной средой [1]. Так, Т.В. Менг рассматривает образовательную среду как пространство социальных коммуникаций, вовлекающих субъекта образования в процессы освоения, потребления, обмена и распространения культурных ценностей и актуализирующихся в поведении. Образовательная среда с точки зрения исследователя – это среда определенного социального качества. [3] Понятия «риск» и «образовательная среда» изучены и четко определены многими исследователями, например: Т.В. Менг, О.Ю. Мондонен. По мнению ученых «образовательная среда» состоит из следующих компонентов:  информационный;  социальный;  технологический. Классификация социальных рисков образовательной среды многообразна и неоднозначна. Некоторые ученые разделяют риски на четыре группы, другие – на шесть. Зарубежные исследователи предлагают деление рисков на три группы, как и некоторые российские ученые. Основная опасность молодых людей, поступающих в учебные заведения, связана не с субъективными или личностными трудностями, а с тем, что будущие профессионалы попадают в благоприятную или неблагоприятную социальную образовательную среду. В настоящее время большая часть социальных рисков связана с воздействием на личность. В условиях постоянно меняющегося мира психологическая безопасность развивается наиболее активно. Выпускники учебных заведений, будущие специалисты сталкиваются с рядом серьезных проблем, связанных с социальным взаимодействием. Выделение социальных рисков в образовательной среде позволит подготовить будущих специалистов к безопасному социальному взаимодействию в их профессиональной деятельности. Организация коррекционной работы в учебных заведениях 26 позволит помочь обучающимся выработать такие социальные умения, как: способность  разрешать конфликтные ситуации, вести конструктивные переговоры, целенаправленно и последовательно выстраивать пути достижения личных целей и т. п. В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшний день социальные риски касаются не только студенческой молодежи, но и всего общества в целом. Уже сейчас люди начинают более серьезно относиться к сложному процессу адаптации к социальным рискам, поскольку будущее нашего общества трудно поддается прогнозированию, а риски будут возникать и возрастать с еще большей скоростью. Зона риска при таких условиях продолжит расширяться, что потребует выработки нового отношения к нему как реалии сегодняшнего дня.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Малышенко А.В. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Вестник науки №12 (33) том 2. С. 174 - 177. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3894 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3894



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.