'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (33) том 3
  4. Научная статья № 1

Просмотры  91 просмотров

Архипова Л.А.

  


ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ *

  


Аннотация:
рассматриваются вопросы профессионального самоопределения выпускников школ. Предлагается проект, который может стать эффективным способом помочь учащимся выбрать будущую профессию   

Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, выпускники, будущая профессия, проблема выбора   


На протяжении многих лет проблема, связанная с профессиональным самоопределением обучающихся, остаётся одной из самых актуальных и насущных. Долгое время оно не рассматривалось с научной точки зрения. К сожалению, на сегодняшний день достаточно много выпускников не могут определиться с выбором будущей профессии. Более того, есть такая тенденция, что человек получает образование по той или иной специальности и в какой то момент осознаёт, что это не то, чем он готов заниматься всю свою жизнь. Получается, что годы, посвященные к подготовке, казалось бы, будущей карьере, не оправдываются. Это достаточно болезненный вопрос, который имеет ряд причин. Так, источником этой проблемы может быть следующее: 1. Семья, близкое окружение. Пожалуй, самый авторитетный фактор. В большинстве случаев, люди, которые окружают ребенка, а это, в первую очередь, члены семьи, родственники и, может быть, друзья, имеют большое влияние на выбор будущей профессии. Это происходит по тому, что каждый из них может иметь какие - то планы на ребенка. Кто - то захочет, чтобы он связал свою жизнь с медициной, например, и ребенок автоматически начинает засматриваться на эту профессию, поскольку мнение старших, как правило, имеет большое значение. Это превращается в некое психологическое давление и ребенок может испытывать стресс. Так, по исследованию Инны Савченко, десять из ста выпускников выбирают профессию по воле родителей. Обычно, это оборачивается провалом, потому что личное желание ребенка не рассматривается. 2. Разновидность профессий. Сейчас очень много разных профессий и занятий. Человеку может быть хорошо в абсолютно разных сферах деятельности. Это тоже часто усложняет выбор профессии старшеклассникам. С развитием технологии и научного прогресса, появляются всё новые и новые профессии и должности. У нас есть возможность обучаться на курсах, получать несколько образований. Современный человек - многогранен, что также может быть проблемой в выборе определенной профессии. 3. Отсутствие ясного представления о будущей профессии. Обучаясь в школе, человек никогда не может наверняка знать подойдет ли ему та или иная профессия, потому что, как минимум, он не пробовал работать в этой сфере. А когда человек не "примерил", не испытал его на себе, то высока вероятность, что у него нет четкого представления об этом. Безусловно, это не все источники поставленного вопроса, мы рассмотрели основные из них, и, как мне кажется, наиболее значимые и часто встречающиеся факторы. Конечно, в каждой школе стараются активно проводить уроки, мероприятия, посвященные выбору будущей профессии. Но стоит отметить, что  большинство из них проводятся на словесном уровне. Рассказывают о том, чем будет заниматься специалист, его обязанности и тому прочее. Теория одним словом. Наверное, поэтому эти мероприятия не столь эффективны. Рассмотрим вопрос как целостную систему, которая состоит из двух неразделимых частей: теория и практика. Нельзя игнорировать хотя бы одну часть, потому что отсутствие одного элемента не может привести к результату. И так всегда, даже в профессиональном самоопределении. Пока человек не испытает себя на практике, он не сможет точно узнать подходит ли это ему или нет. Поэтому в западных странах очень сильно распространено такое понятие, как GAP YEAR, когда выпускнику необязательно сразу поступать в ВУЗ. Ему уделяется один год на то, чтобы он определился со своей будущей профессией. Но для нас один год может казаться слишком большим отрезком времени для откладывания учебы. Поэтому предлагаю проект, который может стать эффективным способом по решению вопроса с профессиональным самоопределением старшеклассников. Суть проекта заключается в том, что старшекласснику предоставляется возможность испытать себя в роли специалиста в той сфере, в которой он планирует поступать. Например, в г.Покровске проводилось подобное мероприятие в 2019 году, в рамках дня самоуправления. Называлось оно "Один день в роли государственного служащего". Суть заключалась в том, что собирали определенное количество людей (молодежи) из разных сфер и распределяли роли, такие как, глава, заместитель главы, секретарь, менеджер и так далее. И в течение одного дня под присмотром настоящих специалистов они выполняли работу согласно полученной должности. Возможно, одного дня недостаточно, но даже это может помочь профессиональному самоопределению. Так, лично я, обучаясь в выпускном классе, принимала участие, так как рассматривала профессию государственного служащего.Благодаря нескольким часам работы в  этой должности, выяснила, что это не для меня, хотя теоретически она вызывала большой интерес. Основные положения проекта: Название: Я - специалист Цель: помочь старшеклассникам с профессиональным самоопределением путем участия в работе под руководством настоящих специалистов. Задачи: 1. Договориться с организациями по содействию в данном проекте. 2. Провести работу с учащимися 10-11 классов по выявлению их профессионального предпочтения. 3. Реализация проекта. Этапы: Первый этап. Проводится работа с организациями и предприятиями, которые готовы принять участие в проекте. Распределение по направлениям, типа: гуманитарные, технические, естественные и так далее. Второй этап. Работа с старшеклассниками. Выявление их личных предпочтений. Также разделение по направлениям. Третий этап. Реализация. Определиться с датой проведения. Согласование с организациями, с которыми договорились. Ход работы: 1. Выделяется 1 день на какую - то определенную организацию. 2. Набор старшеклассников, которые хотят испытать себя в этой сфере, поработать в этом предприятии. 3. Выезд участников вместе с куратором из школы. 4. Проведение одного рабочего дня в стенах организации. 5. Рефлексия. Обмен мыслями и впечатлениями старшеклассников с организаторами проекта.  Этот проект может стать действительно эффективным способом в профессиональном самоопределении школьников. Главной ценностью является то, что это мероприятие практико - ориентированное. Оно не основывается исключительно на теории. Ведь как бывает у студентов? Когда наступает момент прохождения практики, только тогда они начинают чувствовать свою будущую профессию. При этом, к большому сожалению, некоторые из них находят, что им это не по силам или просто не нравится. Заключение. Таким образом, хотелось бы отметить, что источниками проблемы профессионального самоопределения могут быть разные факторы, начиная с окружения человека заканчивая психологическими аспектами личности. Этот вопрос становится всё более актуальным, поэтому невозможно игнорировать его. Выяснили, что практических мероприятий в школах катастрофически не хватает, всё основывается на теории. Поэтому предложена идея нового проекта, который может стать эффективным способом решения вопроса. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Архипова Л.А. ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Вестник науки №12 (33) том 3. С. 6 - 10. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3895 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3895



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.