'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (8) том 4
  4. Научная статья № 14

Просмотры  198 просмотров

Мардаева Н.В.

  


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается проблема формирования инициативности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности. Автор раскрывает содержание основных понятий, проводит теоретический анализ изучаемой проблемы, раскрывает основные виды проектной деятельности дошкольников, а также их общие особенности.   

Ключевые слова:
инициатива, инициативность, самостоятельность, субъект деятельности, проектная деятельность   


«Владеть инициативой — значит иметь определенное преимущество» Хосе Рауль Капабланка Проблема развития и реализации инициативности личности в современных условиях становится актуальной научно-практической проблемой. Она является предметом пристального внимания многих отраслей науки и различных областей психологического знания в связи с тем, что современные педагогические исследования определяют главной проблемой дошкольного образования – потерю инициативности у детей. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Термин «инициатива» употребляется в работах английского философа-материалиста XVII в. Д. Локка, который личную заинтересованность рассматривал, как главный мотив инициативы. Начало исследованиям понятия «инициатива» в педагогике положили работы чешского мыслителя-гуманиста Я. А. Коменского, создателя Великой дидактики, который полагал, что «достигнуть всестороннего познания вещей, овладения ими и использования можно не иначе, как только через посредство нового…». В педагогических исследованиях изучались вопросы формирования инициативы в игре, в общественно полезной деятельности (С. А. Петухов, 1954; М. С. Говоров, 1962; Т. Ф. Игнатенко, 1996; И. Э. Плотник, 1967; И. Д. Чернышенко, 1990), в условиях оздоровительного комплекса (В. Б. Чемоданов, 1987). С психологической точки зрения инициатива рассматривалась в работах М. Вайсфельда (1928), Г. Компейре (1912), К. Левина (1981), Т. Рибо (1990) и др. Анализируя динамические, мотивационные, эмоциональные и когнитивные аспекты инициативы и инициативности, М. С. Говоров (1962), Э. А. Голубева (1983), Б. А. Кадыров (1990), А. И. Крупнов (1988–1998), Н. С. Лейтес (1977), Т. Н. Лобова (1986) рассматривали особенности их проявления в рамках психологической активности. Д. Б. Богоявленская (1983), М. С. Говоров (1962), Т. Г. Егоров (1952), Л. С. Новикова (1967), И. Э. Плотник (1967) и др. изучали мотивационные аспекты инициативы. При этом инициатива определялась ими как выход за пределы заданных условий, как стремление искать новые пути для более успешного решения стоящих задач. А. И. Крупнов в контексте многомерно-функционального подхода инициативность понимает, как свойство, обеспечивающее процесс инициации и его завершение, характеризующее побуждение к новому, к опережению наличной стимуляции [4]. А.С. Жарикова определяет инициативность, как «системное свойство личности, включающее в себя установочно-целевые, мотивационно-смысловые, когнитивные, продуктивные, динамические, регуляторные, эмоциональные и рефлексивно-оценочные характеристики, выраженность и содержание которых имеют свою специфику в разных возрастах» [3]. С. В. Тетерский определяет инициативность как «способность личности к инициативе, самостоятельным начинаниям, активности, предприимчивости и сформированная потребность в деятельности образует личностное качество – инициативность» [5]. Анализ литературы позволяет выделить следующие подходы в понимании инициативности:  инициативность как проявление общей активности личности (А. Ф. Лазурский, А. И. Крупнов, И. А. Джидарьян, Д. Н. Узнадзе и др.);  инициативность как самостоятельное личностное качество (К. А. АбульхановаСлавская, С. В. Тетерский, М. С. Говоров, Н. С. Степашов, А.Н. Поддьяков и др.);  инициативность как совокупность многообразных характеристик, относящихся к различным личностным образованиям (динамическим, мотивационным, эмоциональным, когнитивным) (А.С. Жарикова);  инициативность как системное свойство личности (А.И. Крупнов). На наш взгляд инициативность – это интегрированное свойство личности, отражающее ее способности к самостоятельным начинаниям, обусловливающее достижение социального успеха, характеризующее ее творческое отношение к себе, к социальному и природному окружению, основанное на умении личности самостоятельно принимать решения, быть готовой и способной действовать за пределами поставленной задачи. Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования инициативности. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития инициативности детей: развивающиеся возможности мышления (А. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, О. М Дьяченко), становление познавательных интересов (Л. М. Маневцова, Н. К. Постникова, Е. В. Боякова, М. Л. Семенова), развитие продуктивной (Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д. Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин, Н. Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л. С. Римашевская, О. В. Афанасьева), становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (Л. А. Регуш, Г. И. Вергелес, А. Н. Соколов, О. К. Тихомиров, Е. Д. Френкель). В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, в общих положениях, заложены основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Чтобы ребенок стал действительно инициативным, любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность. Проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями в жизни ребенка. Кроме того, проектная деятельность позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи. Н. Е. Веракса в проектной деятельности под субъектностью подразумевает выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъектность ребенка может проявляться по-разному [1]. В. А. Дергунская, также считает, что в проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки [2]. С точки зрения педагогической общественности проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении хороша тем, что предполагает проявление инициативы, самостоятельную деятельность детей, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Мардаева Н.В. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №8 (8) том 4. С. 61 - 65. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/390 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/390



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.