'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (33) том 3
  4. Научная статья № 10

Просмотры  115 просмотров

Крылова И.А.

  


НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ «НАЛОГ-3» *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрена роль налоговой службы в процессе управления экономикой страны, функциональные возможности внедренной автоматизированной информационной системы «Налог-3» для улучшения сбора информации о налогоплательщиках при проведении налоговой проверки, а также описаны проблемы и пути их решения, возникшие у специалистов налогового органа при использовании в работе автоматизированной информационной системы «Налог-3»   

Ключевые слова:
налоговая проверка, налоговая служба, автоматизированная информационная система, взаимодействие   


Процесс управления экономикой любой страны связан с воздействием государства на различные сферы экономической жизни страны. Главной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Одним из основных методов государственного регулирования является налоговая политика. Налоговая система РФ представлена совокупностью: налогов; сборов; пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с юридических и физических лиц на территории страны. Все собранные платежи поступают в бюджетную систему России, т. е. формируют денежные доходы государства. Бюджетные средства нужны для выполнения функций государства: социальной; оборонной; правоохранительной и др. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий государственный экономический надзор является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России). Федеральной налоговой службой при взаимодействии с налогоплательщиками выполняются следующие основные функции: -контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет; -учёт плательщиков налогов и платежей в бюджет; -обеспечение правильности исчисления налогов и платежей и контроль за своевременностью их поступления в бюджет. Для осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговым органом проводятся камеральные налоговые проверки. Существовавший порядок проведения камеральной налоговой проверки значительно усложнял получение эффективного результата по результатам проводимой проверки. Специалисты налоговых органов при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах столкнулись со следующими проблемами: 1. Отсутствие единой базы данных о проверяемом налогоплательщике. 2. Большое количество требований в адрес проверяемого налогоплательщика для получения необходимой информации. 3. Хранение информации о проведенных мероприятиях налогового контроля в отношении налогоплательщика на бумажном носителе в единственном экземпляре. Для улучшения качества выполнения функций, в том числе эффективного проведения камеральной налоговой проверки в системе управления органами Федеральной налоговой службы России (ФНС России) создана автоматизированная информационная система «Налог-3» (АИС «Налог-3). Данная информационная система включает в себя полную информацию о каждом налогоплательщике. В зависимости от статуса налогоплательщика (физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) в АИС «Налог-3» предусмотрен определенный информационный ресурс, необходимый для взаимодействия сотрудников налоговых органов с определенным статусом налогоплательщиком. Она позволяет собирать, классифицировать и управлять информацией, полученной от налогоплательщика, а также использовать ее для проведения проверок любым сотрудником налоговых органов. Кроме того, автоматизированная информационная система существенно расширяет область решаемых налоговой службой задач. Она позволяет повысить уровень анализа перерабатываемой информации и обоснованность принятых решений, а использование современной компьютерной техники существенно снижает трудоемкость деятельности сотрудников налоговых служб, повышает рациональность их работы, путем аккумулирования в себе огромного потока данных не только о налогоплательщиках, бухгалтерской отчетности, налоговых поступлениях, но и сведениях из других информационных источников (ГИБДД, Федеральная таможенная служба, ЗАГС и т.д.). Внедренная информационная система АИС «Налог-3» послужила основанием для уменьшения срока проведения камеральной налоговой проверки по НДС с трёх месяцев до двух (Федеральный закон от 03.08.2018 302 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации), что существенно изменило подход к проводимым мероприятиям налогового контроля в отношении налогоплательщиков. После внедрения автоматизированной информационной системы «Налог-3» изменен порядок проведения камеральных налоговых проверок (письмо ФНС России от 13 февраля 2020 года ЕА-4-15/2363) в письмо ФНС  России от 16.07.2013 АС-4-2/12705@ «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок». Так согласно внесенным изменениям, в первую очередь необходимо проводить полный анализ деятельности налогоплательщика на основе внедренной автоматизированной системы «Налог-3», а также отражать результаты проведенных мероприятий налогового контроля в соответствующих информационных ресурсах автоматизированной информационной системе. В настоящий момент ФНС России делает основной акцент на добровольном уточнении налогоплательщиками своих налоговых обязательств путем анализа информации о налогоплательщике в АИС «Налог-3». Доля поступлений по аналитической работе в АИС «Налог-3» за девять месяцев 2019 выросла до 35% в общих поступлениях по контрольно-аналитической работе, в 2018 году этот показатель составлял 25%. Без проведения налоговых проверок в бюджет дополнительно поступило 90 млрд рублей за 9 месяцев 2019 года, что в 1,6 раза больше, чем за девять месяцев 2018 года. Эффективная деятельность налоговой системы возможно только при условии использования новейших информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. В органах налоговой службы создаются информационные ресурсы, предназначенные для автоматизации функций всех уровней налоговой системы по обеспечению сбора налогов, и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, деятельности организаций и обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией. АИС «Налог-3» позволяет на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий, значительно более эффективнее использовать как дальнейшее развитие налоговых органов, так и существенно повысить функции контроля в отношении налогоплательщиков  минимизируя количество запрашиваемой информации при проведении камеральной налоговой проверки.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Крылова И.А. НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ «НАЛОГ-3» // Вестник науки №12 (33) том 3. С. 52 - 56. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3904 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3904



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.