'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (33) том 3
  4. Научная статья № 16

Просмотры  124 просмотров

Шлушните С.Г.

  


НОВАЯ ДОКТРИНА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ 2020 ГОДА КАК НОВЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются вопросы продовольственной безопасности- важнейшего показателя национальной защищенности государства. Анализируются Доктрины продовольственной безопасности 2010 и 2020 годов. Рассматриваются изменения относительно уровней самообеспеченности россиян отдельными видами продуктов, а также списка потенциальных рисков и угроз продовольственной безопасности   

Ключевые слова:
продовольственная безопасность, национальная безопасность, самообеспеченность, риски, экономическая доступность   


Первая доктрина продовольственной безопасности была принята Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 “Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации”. Сама продовольственная безопасность является составным элементом обеспечения национальной безопасности России в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Данный документ утвержденный согласно Указу Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 “Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации”, прежде всего, оперирует такими понятиями, как физическая и экономическая доступность продовольствия, его качество и безопасность человека, совершенствование социальной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры в сельской местности для развития производства и повышения качества жизни населения. Продовольственная безопасность подразумевает под собой состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни. [1] Важнейшим составляющим Доктрины является уровень самообеспеченности россиян отдельными видами продуктов. Относительно данной отрасли, сравнивая с принятым ранее документом, в новой доктрине произошли некоторые изменения. В версии Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации 2010 года относительно оценки продовольственной безопасности использовался критерий удельного веса продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка с учетом переходящих запасов. Так была расширена продуктовая линейка, а также некоторые показатели самообеспеченности были изменены в сторону увеличения. Теперь проднезависимость определяется как уровень самообеспечения, который рассчитывается как отношение объема отечественного производства продукции к объему внутреннего потребления. Согласно документу, уровень самообеспечения по зерну должен составлять не менее 95%, по сахару - не менее 90%, по растительному маслу - не менее 90%, по мясу и мясопродуктам - не менее 85%, по рыбе и рыбопродуктам - не менее  85%, по картофелю - не менее 95%, по пищевой соли - не менее 85%. Были добавлены овощи и бахчевые с пороговым значением 90%, фрукты и ягоды с пороговым значением 60%, а также семена основных сельхозкультур отечественного разведения культурных растений с пороговым значением 75%. Относительно пороговых значений по самообеспеченности молочной продукцией, которая является не маловажным элементом, входящим в продовольственную корзину, то они не изменились: по-прежнему составляют 90%. Также необходимо отметить, что список потенциальных рисков и угроз продовольственной безопасности был расширен. К добавленным рискам относится снижение плодородия сельхозземель из-за их нерационального использования. Добавлены ветеринарные и фитосанитарные риски, санитарноэпидемиологическая и социальная угрозы, вследствие снижения востребованности сельского образа жизни. Вследствие ранее указанного возникают риски для обеспечения отрасли кадрами. Новая доктрина содержит формулировку государственных продовольственных резервов. Формирование которых необходимо на случай каких-либо неблагоприятных природно-климатических условий, проблем с урожаем, производством тех или иных культур. Стоит отметить, что сама доктрина, как идеологический документ кардинальным образом не изменилась. Доктрина 2020 года была направлена на наращивание экспорта, но предложено реализовывать экспортный потенциал путем приоритетов самообеспечения страны, а также продовольственной и экономической безопасности в рамках Евразийского экономического союза. Что касается цифровых показателей доктрины продовольственной безопасности, то к 2020 году во многом они достигнуты. Однако не обходится и без недочетов таких показателей, как по молоку и соли. Но в целом та динамика, с которой развивается сельское хозяйство, позволила за последние 15 лет достичь всех пороговых значений.  Не обходится и без качественного недочета, связанного с экономической доступностью продовольствия для населения. На располагаемые доходы населения оказало влияние экономическая ситуация в России. Последние 6 лет мы видели отрицательную динамику доходов, что негативно сказалось на экономической доступности продовольствия. По мнению министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, "За прошедший период с момента принятия первой доктрины в агропромышленном комплексе произошел ряд существенных изменений, план импортозамещения заменились экспортно ориентированной моделью развития отрасли. Согласно поставленным новым задачам возникли и риски, связанные с работой на новых рынках, углублением интеграции в рамках ЕАЭС и других международных организаций. Она позволит укрепить продовольственную независимость России и защитить как потребителей, так и отечественных производителей". Также непосредственно с этим новая редакция доктрины отвечает актуальным задачам АПК России, учитывает аспекты социально-экономического развития страны и призвана расширить доступность основных видов продовольствия для граждан[3]. Таким образом, можно утверждать, что в новой редакции Доктрины взамен слишком расплывчатого определения продовольственной независимости дано новое, более понятное определение как самообеспечение страны основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, что может учитываться по методике Росстата. Увеличено и количество рисков и угроз продовольственной безопасности, которые могут приводить к не достижению целевых показателей доктрины. Среди них социальные и внешнеполитические риски ухудшения демографической ситуации в сельской местности и утраты преемственности уклада сельской жизни; недостаточного количества сельскохозяйственной техники (энерговооруженности), дисбалансов во внешней торговле. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шлушните С.Г. НОВАЯ ДОКТРИНА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ 2020 ГОДА КАК НОВЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА // Вестник науки №12 (33) том 3. С. 94 - 98. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3910 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3910



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.