'
Кириллова Е.В., Шайхлисламов Э.Р.
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И КАЧЕСТВО РАССЛЕДОВАНИЯ *
Аннотация:
в статье рассмотрены вопросы совершенствования прокурорского надзора и влияние его на качество расследования, на реализацию процессуальной самостоятельности следователя как условие результативности расследования
Ключевые слова:
расследование преступлений, прокурорский надзор, следственный орган, оценка доказательств, профессиональный уровень следователя
Сущность прокурорского надзора за досудебным следствием может быть рассмотрена путем изучения его взаимосвязи с расследованием и изучения характеристики последнего. Расследование – это самая сложная социальная деятельность. Сложность определена отличительными особенностями следствия. Главные из них: экстремальный во многих случаях вид деятельности, ограниченная гласность, единое утверждение решений в условиях недостатка данных и времени, противодействие заинтересованных лиц. Процесс указанных факторов в сочетании обуславливает высокую вероятность ошибок, также с нарушением законности. Нейтрализовать отмеченную негативную возможность можно с помощью применения 2-ух основных условий: а) процессуальным управлением следователя; б) реализацией прокурорского надзора как своеобразной фигуры внешнего процессуального контроля. Процессуальное и организационное руководство реализовывает руководитель следственного органа. В российском уголовном судопроизводстве прокурор во все времена захватывал особенное положение. И несмотря на то что роль прокурора испытывала изменения, она постоянно была значительной. Она отображает реалии уголовного процесса, поскольку с прокуратурой связан контроль за законностью, а значит за реализацией объективности и справедливости уголовного судопроизводства, как работы. До последнего времени значимость прокурора в следствии была значительной. В то же время были также отрицательные факторы, так как реализация наблюдения за законностью следствия и процессуальное, а главное, административное руководство следователем одним и тем же официальным лицом не может быть оптимальным. Этот недостаток был исправлен в 2007 г., когда следствие было отделено от прокурорского надзора. Само по себе это в целом верно. Организационное руководство следователем в расследовании обосновано поручено руководителю следственного органа. Прокурорский надзор за законностью следствия не может являться одномоментным явлением. Это интеллектуальная деятельность и действия согласно ознакомлению с содержанием расследования и оценке приобретенной информации с точки зрения законности. Для заключений необходима так же вероятность получения объяснений следователя и других лиц по поводу интересуемых прокурора задач. Прокурору следует иметь право ознакомления с любым важным документом, имеющимся в уголовном процессе, с содержанием любого следственного или другого процессуального действия. Он, на наш взгляд, имеет право присутствовать при производстве каждого следственного действия по уголовному делу при наличии информации о несоблюдении закона. Практически осуществлять такой надзор прокурору нет даже необходимости. Но он должен получать копии процессуальных документов по узловым элементам расследования: возбуждение уголовного дела, привлечение лица в качестве обвиняемого, избрание меры пресечения. Тогда он будет информирован о содержании основных действий в расследовании и сможет своевременно принимать меры в случае нарушения законности. Процессуальная самостоятельность следователя является важной составляющей объективности расследования. Предложения о ликвидации предварительного (досудебного) следствия и замены его административным расследованием, безусловно, будет способствовать снижению качества, как расследования, так и уголовного судопроизводства в целом. В расследовании как деятельности, подчинение субъектов должно быть процессуальным и только процессуальным. Прокурорский надзор должен осуществляться за законностью возбуждения уголовного процесса и всего дела расследования. Для оптимальности соответствия процессуальной самостоятельности следователя, полномочий управляющего следственного отделения и надзора прокурора можно и необходимо выстроить концепцию определенных возможностей каждого из названных должностных лиц. Задача это непростая, однако решаемая.
Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 3
Ссылка для цитирования:
Кириллова Е.В., Шайхлисламов Э.Р. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И КАЧЕСТВО РАССЛЕДОВАНИЯ // Вестник науки №12 (33) том 3. С. 125 - 127. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3917 (дата обращения: 20.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*