'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (33) том 3
  4. Научная статья № 25

Просмотры  100 просмотров

Ляхова А.А., Власов В.А.

  


ОТДЕЛЬНЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются актуальные вопросы землепользования. Речь идет об административных правонарушениях, посягающих на земельный правопорядок, а также о привлечении виновных лиц к административно-правовой ответственности   

Ключевые слова:
право, закон, ответственность   


Правовой институт административно-правовой ответственности имеет важное практическое значение в государственном регулировании охраны земли и является одним из эффективных правовых средств воздействия на правонарушителей. Российская Федерация является первой среди всех государств по наличию земельных ресурсов, а также по площади занимаемой пашни наша страна одна из пяти первых в мире. Правовой акт, обладающий высшей юридической силой на территории Российской Федерации, Конституция РФ, закрепляет в статье 9 важнейшие положения: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной муниципальной и иных формах собственности. [1] Земля – составная часть природных ресурсов, которые являются неотъемлемой частью планеты, необходимой для существования и функционирования большинства живых организмов. Россия, имея огромные ресурсы, залежи и земельные участки, должна их сберечь для будущих поколений. Исходя из вышеуказанного, любые правонарушения земельного законодательства несут негативные последствия для всего нашего государства. Исходя из этого можно говорить об актуальности и необходимости рассмотрения вопросов о сущности противоправных деяний в данной области. Важнейшим постулатом земельного законодательства является рациональное использование земельных участков и их охрана. Данный тезис представляет собой такое поведение землепользователей, при котором оно не противоречит двум основным его признакам, а точнее достижению максимального эффекта в осуществлении целей землепользователей и производству оптимального взаимодействия с природными факторами с учётом охраны земель. Регламентация административно-правовой ответственности за земельные правонарушения предусмотрена в Земельном кодексе Российской Федерации. [2] Действующее законодательство не предусматривает определения понятия «земельное правонарушение». Е.Ю. Кузьминова и Н.В. Куркина  выводят свое доктринальное определение: «земельное правонарушение – общественно опасное, виновное, противоправное действие или бездействие физического или юридического лица, которое нарушает земельное законодательство, что приводит к наступлению негативных последствий или создает угрозу возникновения таких последствий, за которое предусмотрена юридическая ответственность». [4, с. 172] Специалисты отмечают, что ныне действующие виды юридической ответственности не в должной мере позволяют осуществлять охрану земель от противоправных посягательств различных субъектов, поскольку эти вопросы оказываются предметом рассмотрения различных государственных органов, в том числе и суда. [5, с. 21-24] Административно-правовая охрана земельных отношений осуществляется по целому спектру направлений, а также с использованием различных средств. Элементами механизма административно-правовой охраны земельных правоотношений являются: система нормативно-правовых актов, которая обеспечивает охрану указанных правоотношений; система средств административно-правовой охраны. [6, с. 158-166] Правонарушители, посягающие на земельный правопорядок, могут привлекаться к административно-правовой ответственности, определение которой содержится в статье 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ): «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность». [3] КоАП РФ содержит такие административно-земельные правонарушения, которые регулируются статьями 7.1 – 7.6, 7.9, 7.10, 7.14, 7.16, 8.3 — 8.8, 8.12, 8.13, 10.9, 10.10, 11.21, 14.35, 19.4, 19.5, 19.9. КоАП РФ. Анализируя вышеперечисленные статьи, можно заметить то, что перечисленные правонарушения находятся в разных главах, и, следственно, их можно разделить на несколько видов. Первый вид – это правонарушения против рационального использования земель, против законных интересов собственников и участников земельных отношений. Второй вид – это правонарушения, содержащие в своем составе посягательство на экологическое состояние земли. В качестве административной меры наказания за нарушение правовых норм выступает административное предупреждение, административный штраф; арест на определенное количество суток, в зависимости от тяжести деяния; лишение специального права; дисквалификация и другие санкции. Рассматривая подробнее КоАП РФ, можно отметить, что некоторые нормы главы 7 направлены на посягательство против права собственности. Так, например, статья 7.9 КоАП РФ указывает на, что самовольное занятие участка леса, не входящего в лесной фонд или участка лесного фонда, влечет за собой административную ответственность в виде наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. Статья 7.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконное предоставление земельных участков из состава земель историко-культурного назначения, а также незаконное изменение правового режима земельных участков указанных земель. Этот состав является формальным, но также и специальным по отношению к составам ст. 8.1, 8.39 КоАП РФ. Отличительной особенностью является то, что субъектами правонарушения могут быть только должностные лица, в чьем ведении находятся объекты историко-культурного назначения. Помимо данного состава вышеназванный кодекс предусматривает в числе правонарушений, посягающих на такого рода объекты и режим их охраны, дополнительно состав нарушения требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия федерального значения, их территорий и зон их охраны, а точнее статья 7.13 КоАП РФ, в том числе требований по охране  почв и земель в пределах их территории. В статье 7.14 КоАП РФ предусмотрен специальный состав проведения земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия. Глава 19 КоАП РФ посвящена административным правонарушениям против порядка управления. Например, статья 19.9 устанавливает административную ответственность за нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов. А статья 19.21 КоАП РФ предусматривает за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним, также это распространяется и на земельные участки. Подводя итоги всему вышеперечисленному, можно сделать следующие выводы: во-первых, земельном праве имеется земельно-процессуальный институт, аналогично тому, как существует административно-процессуальный институт в системе административного права и других отраслях права. Нормы земельно-правового процесса содержатся преимущественно не в земельном, а в других отраслях права (административном, гражданском, трудовом и т.п.). Вовторых, ответственность за земельные правонарушения выражается в конкретно определенных составах административных проступков; в-третьих, наказание за совершение данного вида правонарушения действует как на граждан, так на юридических лиц и на должностных лиц; в-четвертых, административная ответственность выполняет предупредительную функцию должного рационального использования земли. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Ляхова А.А., Власов В.А. ОТДЕЛЬНЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ // Вестник науки №12 (33) том 3. С. 134 - 139. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3919 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3919



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.