'
Овчинникова Н.П., Панфилова А.В.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС К ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА *
Аннотация:
в статье познавательный интерес, в том числе к истории, рассматривается в качестве важного фактора для развития личности школьника, приобретения знаний, расширения кругозора, установления подлинного творческого отношения к работе. Предлагаются пути решения вовлечения школьников в познавательную деятельность
Ключевые слова:
познавательная деятельность, познавательный интерес, становление и развитие познавательного интереса, история
Проблема познавательного интереса – важнейшая при обучении любого предмета в школе, в том числе истории. Интерес, как сложное и значимое для личности образование, имеет много различных трактовок: интерес выступает как избирательная направленность человека его мыслей, помыслов [8, с. 173]; интерес – это активное познавательное, эмоционально-познавательное отношение человека к миру [5, с. 6]. Ценность познавательного интереса для развития личности школьника заключается в том, что познавательная деятельность в той или иной предметной области активизирует все психические процессы личности, приносит ей интеллектуальное удовлетворение, а также содействует возникновению положительных эмоций. Именно этого хотят сегодня учителя – вызвать у школьника интерес к учению, к познанию нового, воспитать у него стремление к преодолению трудностей, обретению в учении личностного смысла. Каким образом возникает интерес? Ответ на этот вопрос мы можем найти в трудах Г.И. Щукиной, которая выделила четыре последовательные стадии развития познавательного интереса [1, с. 46]: 1. любопытство; 2. любознательность; 3. познавательный интерес; 4. теоретический интерес. В качестве показателей сформированности познавательного интереса к истории можно использовать внешние его проявления на уроке, например: сосредоточенность внимания, вопросы учащихся, добровольное участие в беседе или дискуссии, готовность к выполнению различных заданий, выражение чувств, соответствие реакции эмоциональному материалу. В связи с этим даже неопытный учитель легко увидит изменение интереса обучаемых. К сожалению, в последнее время можно наблюдать падение интереса учащихся к изучению истории. Основными факторами падения интереса являются: концентрическая система исторического образования, где отсутствует принцип новизны; в учебниках мало яркой биографической информации (например, о А.М. Горчакове, П.А. Столыпине, Е.Р. Дашковой и др.); мало внимания уделяется повседневности, материальной и духовной культуре, преобладает политическая и социальная история; однообразные методы и приемы, монотонность преподавания; слабая интенсивность урока; несложившиеся отношения «учитель-ученик»; отсутствие интереса у самого учителя. От чего же зависит возникновение интереса на уроке, как его пробудить у учащихся? Назовем основные слагаемые интереса для мотивации школьников к изучению истории. а) Яркое содержание материала. Учителю важно отобрать фактический и теоретический материал, биографии и документы. Яркий афоризм, использование прямой речи, элементы психоанализа являются условием запоминания трудного материала. В качестве примеров прямой речи можно привести фразы русских царей. Так, Николай I говорил: «Мне нужны не умники, а верноподданные». Александр III: «Европа подождет, пока русский царь рыбачит».
Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 4
Ссылка для цитирования:
Овчинникова Н.П., Панфилова А.В. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС К ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА // Вестник науки №8 (8) том 4. С. 75 - 78. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/393 (дата обращения: 19.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018. 16+
*