'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (33) том 4
  4. Научная статья № 4

Просмотры  155 просмотров

Путило А.О.

  


РОЛЬ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО КОММЕНТАРИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в современной школе, анализируются различные аспекты его реализации, основания для применения в образовательном процессе, воспитательное значение и достигаемые предметные результаты   

Ключевые слова:
религиозно-философский комментарий, литература в школе, духовно-нравственное воспитание, русская литература   


Переход образования к стандартам второго поколения, введение ФГОС и создание концепции фундаментального ядра образования заключает в себе функцию формирования «системы базовых национальных ценностей, характеризующих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, отношение человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни», и использует для реализации этой функции «основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера» [4, с. 5]. Необходимость духовно-нравственного воспитания личности всегда им ела важное значение. И в наше время современное российское образование ос новывается на концепции признания личности высшей ценностью и нацелено на воспитание саморазвивающейся личности, свободной и нравственной в си туации выбора, творческой, инициативной и ответственной в принятии решений. Поэтому процесс образования на современной ступени развития педагогической мысли понимается не только как усвоение необходимых ЗУНов, составляющих парадигматическую систему учебных деятельностей учащегося, но и как пр оцесс принятия духовно-нравственных ценностей. Данный процесс по дразумевает последовательное наращение и упрочнение ценностно-смысловой сферы личности, а также формирование способности человека сознательно вы страивать систему социально-нравственной самооценки и оценки других людей на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Литературное образование, нацеленное на формирование духовнонравственных ориентиров молодого поколения, не может строиться без целостного восприятия школьниками произведений классической художественной литературы, которое невозможно без комментированного чтения: «Комментарий учит вдумчивому отношению к тексту, формирует ли тературную зоркость учащихся, является инструментом анализа литературного произведения, служит более глубокому восприятию школьниками текста пр оизведения» [3]. Целостное восприятие читателем текста требует определенного умственного развития, наличия собственного жизненного опыта, способности испытывать какие-либо чувства и эмоции. Все это невозможно без взаимодействия читателя и писателя, их диалога. Ученые-методисты (Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, В.В. Голубков, Н.И. Громов, H.A. Демидова, Е.А. Маймин, В.Г. Маранцман, В.В. Неверов, M.А. Рыбникова, З.С. Смелкова, Н.М. Шанский) в своих работах касались проблемы использования комментария текста на уроках литературы. Однако ни у одного из выше приведенных авторов религиозно-философский комментарий не рассматривался как необходимый  элемент процесса изучения и анализа художественного произведения. Другие исследователи (Л.Н. Савина, И.Г. Клименко) все же указывают на необходимость обращения к религиозной проблематике при изучении избранных произведений. Сегодня данный вид комментария особенно актуален в условиях повсеместного обращения к религиозно-этическому аспекту русской классики. Задача учителя – в процессе реализации данного вида комментария создать полноценную картину мира автора, помочь понять учащимся глубинные нравственные смыслы, заложенные писателем в произведение. В современной школе религиозно-философский комментарий только начинает набирать популярность, так как требует специальной подготовки учителя. Но именно применение данного вида комментария необходимо при изучении большинства произведений школьной программы. Так, например, тема грехопадения поднимается в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя и в пьесе А.Н. Островского «Гроза», ярчайшие христианские образы отражены в поэме А. Блока «Двенадцать» и романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Таким образом, без религиозно-философского комментария к данным произведениям не будет целостного восприятия учащимися текстов: у школьников останется множество вопросов, так или иначе связанных с мировоззренческими настроениями и религиозно-философскими идеями авторов. Работу с этим видом комментария литературного произведения должен изначально проводить сам педагог, устанавливая тем самым особый путь ан ализа художественного текста. Учащихся к данному типу работы с текстом ст оит подключать постепенно: сначала – в классной работе, осуществляемой при помощи учителя, а затем – давать составление комментария как са мостоятельную или домашнюю работу. При этом комментарий к тексту должен быть ориентирован на ведущие глубинные смыслы в произведении и в ходе реализации на уроке выглядеть так, будто учитель и ученик просто размышляют о прочитанном вслух. Поэтому комментированное чтение наиболее целесообразно использовать в старшей школе, когда навык аналитического чтения лучше развит, школьник уже имеет определенный багаж знаний и может отыскать нужную информацию, а затем высказать свое мнение и интерпретировать произведение самостоятельно. По мнению И.Р. Гальперина, говоря о понимании текста, прежде всего, следует выделять три основных уровня текстовой информации: 1. фактуальный (то, о чем сообщается в тексте явно); 2. подтекстовый (то, что читается между строк); 3. концептуальный (то, в чём заключаются главные идеи и смысл произведения) [1, с. 26]. На втором уровне происходит сопоставление первоначальных предположений учащихся с уже знакомым материалом. Именно на данном этапе следует применять приемы чтения с остановками или комментированного чтения, чтобы добиться не только осмысления фактуальной информации, но и интерпретации учащимися текста и выявления подтекста. Для удачного и более эффективного восприятия религиознофилософского комментария педагогу необходимо собирать и накапливать зн ания православной культуры. Консолидация информации о религиозном ко нтексте развития литературы позволит более разносторонне, полно подойти к ан ализу идейно-тематического своеобразия произведений русских писателей. Без религиозно-философского комментария невозможно ни полноценное во сприятие самого текста, ни воспитательное его воздействие на учащихся. Ис пользование комментария на уроках литературы помогает, по мнению Г.А. Гу ковского, «высвободить идеологический заряд, содержащийся в этом произведении» [2, с. 103]. Большинство проблем человеческой нравственности было впервые по ставлено именно в рамках религиозно-философских исканий. Из них и выросла художественная литература как следующая попытка осмыслить духовнонравственный стержень мировоззрения человека. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Путило А.О. РОЛЬ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО КОММЕНТАРИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ // Вестник науки №12 (33) том 4. С. 17 - 22. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3935 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3935



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.