'
Статинов Н.М.
ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ЮНЫХ БОРЦОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ *
Аннотация:
в статье рассматривается проблема развития спортивной мотивации у борцов на начальном этапе обучения, значение ее формирования как для соревновательной, так и тренировочной деятельности. Представлены факторы, обуславливающие низкую результативность и сохранность контингента учащихся в единоборствах на этапе начальной подготовки, их взаимосвязь с мотивацией в спорте, возможные пути их решения
Ключевые слова:
спортивная мотивация, тренировочный процесс, начальный этап подготовки, единоборства, детерминанта
Понятие мотивации у человека включает все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, идеалы и т. п. В широком смысле мотивация иногда определяется как детерминация поведения человека вообще. С. Л. Рубинштейн писал: «Мотивация - это через психику реализующаяся детерминация. Мотивация - это опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности» [4]. Мотивация является функциональным органом психологической организации личности, ее индивидуальным субъективным проявлением. Ее сила, направленность всегда обусловлена характером объекта и отношением субъекта к нему Изучая мотивацию спортивной деятельности, Р. А. Пилоян дает следующее определение: «Мотивация - особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих способностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата» [3]. Изучение системы формирования спортивной мотивации представляет собой актуальную проблему тренировочного процесса и обусловлена необходимостью исследования мотивов борцов разной спортивной квалификации в процессе физической подготовки. Спортивная деятельность с ее интенсивной тренировочной работой и состояние нервно-психического напряжения на соревнованиях, окрашенного эмоциональными переживаниями спортсмена, является хорошим полигоном, где мотивация проявляется очень ярко и результаты спортсмена, в первую очередь, зависят от его мотивов [4]. Содержание тренировочного процесса необходимо строить с учетом мотивов занятий, характерных для юных борцов. Мотивация - это сложный, социальный, психологический процесс, имеющий вполне конкретную основу. Формирующим и направляющим началом любой активности выступает мотив, являющийся побудителем к действию, поступку, деятельности [2]. Исследования в области борцовских видов единоборств свидетельствуют о том, что в первые два года обучения до 70% занимающихся уходят из детскоюношеского спорта. Это обусловлено несколькими факторами: во-первых, тренеры не уделяют должного внимания сохранению контингента занимающихся; во-вторых, педагоги игнорируют на первых этапах подготовки юных единоборцев процесс активно действенного отношения к занятиям спортом - мотивацию [1]. Мотивация спортивной деятельности связана с потребностями, ценностями и является функциональным органом психологической организации личности, ее индивидуальным субъективным проявлением. Ее сила, направленность, устойчивость обусловлена характером объекта, где выступает единоборство (дзюдо, самбо, спортивная борьба) и отношением спортсмена к нему [4]. Процесс формирования мотивации занимает продолжительное время, следовательно, его целесообразно начинать сразу с первых месяцев тренировочных занятий. Особое внимание на начальном этапе предлагается уделять развитию внутренней мотивации, промежуточному целеполаганию. Несомненно, что от человека слабомативированного нельзя ожидать большой отдачи в любом деле. Важной особенностью мотивации является ее прямое влияние на спортивный результат, не меньшее значение имеет и то, что, не зная особенностей мотивации конкретного борца, практически нельзя успешно готовить его к достижению высоких результатов [3]. Для разработки диагностических методик определения уровня мотивации необходимо иметь представление о главных мотивационных детерминантах соревновательно-тренировочной деятельности. К детерминантам, как известно, относятся привлекательность успеха или избегание неудачи, личностный стандарт или уровень притязаний, тип усилий или способностей. Согласно теории «ожидаемой ценности» Х. Хекхаузена, показателем детерминантной психологической силы, которая толкает субъекта к цели, является привлекательность цели. При исследовании мотивации у юных борцов целесообразно различать относительно консервативные личностные структуры, которые формируются начиная с раннего детства и развиваются. Они также зависят от динамически изменяющихся характеристик, которые теснейшим образом связаны с процессом актуализации мотивов [2]. В развитии мотивов ведущую роль играет мораль. Нельзя сводить мотивы спортивной деятельности к борьбе за лидерство и к стремлению повысить собственный престиж в определённой группе.
Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 4
Ссылка для цитирования:
Статинов Н.М. ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ЮНЫХ БОРЦОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки №12 (33) том 4. С. 27 - 30. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3937 (дата обращения: 27.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*