'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (33) том 4
  4. Научная статья № 14

Просмотры  97 просмотров

Будылева Д.А.

  


ФИНАНСОВАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
статья посвящена вопросу о возможных угрозах финансовой и информационной безопасности оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в условиях цифровизации. Автор проводит анализ текущей ситуации в сфере обороннопромышленного комплекса, рассматривает основные проблемные моменты его цифровизации, отмечая угрозообразующие факторы в указанной сфере   

Ключевые слова:
цифровизация, оборонно-промышленный комплекс, финансовая безопасность, информационная безопасность   


Современный мир – платформа для развития цифровизации во всех сферах общественной и государственной жизни. И оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации – не исключение. Цифровизация, как процесс внедрения цифровых технологий в процесс производства и управления в оборонной промышленности, - настоящий вызов для оборонно-промышленного комплекса России. Указом Президента Российской Федерации от 25.06.2018 г. № 364 был сформирован Военный инновационный технополис «Эра» Министерства обороны Российской Федерации, основными целями деятельности которого стали создание инновационной инфраструктуры и формирование эффективной модели организации научных исследований в интересах укрепления обороноспособности страны [1]. По проблемным вопросам цифровизации процессов разработки и производства вооружения и военной техники регулярно проводятся конференции и форумы, ярким примером которых может служить IX Форум «ИТОПК-2020»[2]. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность темы настоящей статьи, поскольку усиленное внимание, уделяемое вопросам цифровизации «оборонки» со стороны государственного аппарата, служит неоспоримым доказательством приоритетности и исключительной важности данного направления для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Процесс цифровизации неуклонно затрагивает каждое из направлений деятельности оборонно-промышленного комплекса России, тем самым вызывая все большее и большее количество насущных вопросов в данной сфере. И одним из основных вопросов становится проблема обеспечения экономической, в частности – финансовой, безопасности оборонно-промышленного комплекса в условиях цифровизации. Безусловно, в современных условиях от степени и темпов цифровизации зависит долгосрочное развитие компании с точки зрения регулирования эффективности работы, качества управления производственным циклом предприятий, издержек и сроков[3]. С другой стороны, цифровизация создает прочную основу для развития диверсификации оборонного производства, поскольку разработка цифровых сервисов компаниями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса позволит использовать полученные наработки и в рамках сферы гражданской промышленности. Вместе с тем, желание государства максимально эффективно применять информационные технологии в сфере оборонно-промышленного комплекса неизбежно сталкивается с рядом объективных факторов, содержащих в себе потенциальную угрозу финансовой и информационной безопасности «цифровизуемой» сферы. Рассмотрим хотя бы основные из них. IT-направление стало активно развиваться в «оборонке» России сравнительно недавно[2]. Отсутствие опыта разработки и внедрения отечественных цифровых продуктов способно привести к неправильной оценке трудозатрат, что в свою очередь приводит к созданию коррупциогенной обстановки в сфере распределения расходов бюджета. Данная ситуация не может не рассматриваться как угроза финансовой безопасности обороннопромышленного комплекса в целом, поскольку в случае недооценки велика вероятность создания некачественного продукта, а переоценка трудозатрат, в свою очередь, ведет к неоправданному «раздуванию» бюджета и дальнейшего его коррупционного освоения («распила»). Далее, в настоящее время цифровая действительность Российской Федерации (и оборонно-промышленный комплекс здесь, к сожалению, не исключение) такова, что в распоряжении государственного аппарата фактически отсутствует доступное отечественное программное обеспечение, способное полноценно обеспечить «цифровые нужды» оборонно-промышленного комплекса России. Итогом такого дисбаланса между потребностями и возможностями отечественной оборонной промышленности становится вынужденное использование иностранного программного обеспечения и иных цифровых продуктов. Ярким примером служит ситуация 2020 года: необходимость государственного аппарата общаться в дистанционном формате (так называемая «удаленка») выявила проблему отсутствия качественного российского программного обеспечения для видеоконференцсвязи [4]. Разработка подобного продукта потребовала бы длительного времени, а в сложившейся ситуации внедрение ПО требовалось в максимально сжатые сроки. В результате было закуплено зарубежное ПО, которое и стало использоваться для проведения совещаний на государственном уровне в условиях дистанта. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Будылева Д.А. ФИНАНСОВАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ // Вестник науки №12 (33) том 4. С. 56 - 61. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3945 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3945



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.