'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (8) том 4
  4. Научная статья № 20

Просмотры  144 просмотров

Севастьянова Т.П., Гребенникова Н.Л.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
данная статья раскрывает предпосылки формирования всех видов универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются некоторые пути эффективного достижения положительного результата в данном процессе   

Ключевые слова:
формирование предпосылок, старшие дошкольники, универсальные учебных действия, обучение, воспитание   


В настоящее время в мире происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в педагогической сфере. С каждым поколением детей образование поднимается на новый уровень, разрабатываются новые технологии и методики обучения, внедряются дополнительные средства образования и воспитания, что ведет к повышению уровня грамотности детей уже на ступени дошкольного образования и на всех последующих. Учитывая все это, становится очевидным, что процесс формирования универсальных учебных действий должен начинаться уже в дошкольный период и сопровождать детей далее на всех этапах образования. Формирование предпосылок универсальных учебных действий – это очень ответственный процесс, который лежит не только на плечах педагога, но и так же на родительских плечах. Опытный педагог должен уметь донести на родительском собрании о целесообразности процесса воспитания ребенка не только в рамках дошкольного учреждения, но и дома тоже. Если родители не будут наблюдать за своими детьми, то это не приведет к результативности проводимой в детском саду педагогом работы. Таким образом, первостепенной задачей педагога перед началом процесса формирования предпосылок универсальных учебных действий является диалог с родителями о важности их вмешательства в данный процесс[3]. Предпосылками личностных универсальных учебных действий являются умения осознавать свои возможности и качества личности, соотносить свои и чужие поступки с моральными нормами, принятыми в обществе, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Помимо этого, у детей необходимо сформировать познавательную и социальную мотивацию, адекватную самооценку, умение прийти в трудный момент на помощь нуждающемуся человеку и способность слышать и принимать разные иные точки зрения. Но одной из главных задач в данном процессе является воспитание общечеловеческих качеств личности, таких, как любовь к Родине и близким, уважение к старшим, толерантность и терпимость, бережное отношение к природе. Для эффективного процесса формирования предпосылок личностных УУД используются такие методы и приемы, как: экскурсии в парки, заповедники и музеи, встречи с людьми, которые отличаются по тому или иному признаку, встречи с нынешними выпускниками, чтение художественной литературы, знакомство с народной мудростью в виде пословиц, поговорок и преданий, изучение эпоса своей малой родины и всей страны в целом. Педагог, помимо всего этого, должен следить за атмосферой в группе и предотвращать конфликтные ситуации, реагировать на некорректное поведение детей и проводить разъяснительные беседы во избежание повторения подобных действий. Говоря о предпосылках регулятивных УУД, следует выделить следующие умения: осуществлять действия по образцу и правилам, идти к заданной цели, видеть ошибки и исправлять их, планировать свои действия, опираясь на поставленную задачу, следить за ходом свои действий, адекватно воспринимать оценку, удерживать внимание, правильно держать учебные принадлежности. Кроме того, ребенок должен быть готов к выбору заданий из предложенного перечня и уверен в своих силах при его выполнении. Для формирования регулятивных предпосылок целесообразно использовать индивидуальные, парные, групповые и коллективные формы работы, иногда в виде соревнования, также можно использовать метод проектов, поскольку в детском саду у детей достаточно времени для выполнения какого-либо небольшого проекта, что затруднительно на всех ступенях школьного образования. Педагог может ставить перед детьми проблемные  ситуации, которые они в силах разрешить, учитывая их возрастные, индивидуальные и познавательные способности[1]. Познавательные УУД являются самой большой и самой важной группой из всех. Предпосылки к их формированию включают в себя навыки сформированности сенсорных эталонов, умения ориентироваться в пространстве и времени, планировать действия под руководством взрослого, распознавать объекты окружающей действительности, давать им описание и классифицировать их, производить знаково-символические действия, устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в материале, находить нужную информацию, работать по иллюстрациям, пользоваться простейшими инструментами. Всего вышеперечисленного можно достичь, активно используя логические задачи в работе с детьми, что обеспечит им умение находить выход из проблемной ситуации, составлять алгоритм действия, планировать и достигать поставленный результат, приходить к логическому умозаключению. Помимо логических задач, в процессе взаимодействия с детьми, нужно использовать различные игры, сопряженные с разными формами обучения. Особой эффективностью обладает чтение, поскольку из книги можно получить много полезной информации, научиться в ней ориентироваться, воспринимать материал и выделять самое главное. Наконец, коммуникативные предпосылки предполагают навык владения некоторыми вербальными и невербальными средствами общения, умения вести диалог, слушать собеседника и высказывать свои предположения, ориентироваться на партнера, формулировать и задавать вопросы, оказывать помощь и сотрудничество, формулировать собственное мнение, договариваться о распределении ролей в групповой или парной деятельности. Для достижения результата нужно использовать различные формы диалога, игры, обсуждения, споры, рассуждения, задания на составления заданий друг для друга, групповые и фронтальные формы работы. Также необходимо привлечь родителей, которые должны активно помогать в развитии коммуникативных навыков детей в домашних условиях[2]. Таким образом, процесс формирования предпосылок универсальных учебных действий происходит эффективно, если сам педагог заинтересован в его положительном результате. Постоянное наблюдение за детьми и высокая компетентность – залог результативной деятельности, которая приведет к наилучшей подготовленности детей старшего дошкольного возраста к переходу к следующему звену образования. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Севастьянова Т.П., Гребенникова Н.Л. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №8 (8) том 4. С. 85 - 88. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/396 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/396



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.