'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (33) том 4
  4. Научная статья № 32

Просмотры  104 просмотров

Юдаков А.Г., Галимов Э.Р.

  


СЛОЖНОСТИ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ *

  


Аннотация:
статья посвящена актуальной проблеме раскрытия и расследования коррупционных преступлений в органах государственной власти, данная проблематика связана с тем, что следствие зачастую сталкивается с такой ситуацией как увольнение коррумпированных сотрудников государственных органов «задним числом», что ведет к серьезным сложностям как в расследовании коррупционного преступления, так и в квалификации   

Ключевые слова:
коррупция, коррупционные преступления, прокурорский надзор, препятствие следствию, следственные мероприятия, противодействие коррупции, легализация коррупции   


Зачастую при расследовании уголовных дел в отношении сотрудников Министерства внутренних дел России, следствие встречается с фактом увольнения должностного лица «задним числом», что, безусловно, осложняет расследование коррупционного преступлений. В этом случае требуется незамедлительно провести обыск в кабинете подозреваемого, в ходе которого изъять рабочую документацию, календарь или ежедневник содержащие в себе пометки, свидетельствующие, что лицо в момент совершения преступления состояло на службе. Также особо уделить внимание изъятию из рабочего кабинета электронной информации, хранящейся на компьютере, флешкартах, внешних жестких дисках. Серьезно осложняют расследование должностные лица, использующие свои властные полномочия для воспрепятствования следственной деятельности. В этих следственных ситуациях должны быть разработаны меры, направленные на нейтрализацию актов противодействия со стороны коррумпированных должностных лиц органов власти, такие как официальное предупреждение лица, проявляющего активность и интерес к делу; допрос такого лица в качестве свидетеля по делу; временное отстранение от дел должностного лица с согласия руководства (предоставление ему очередного отпуска, направление в длительную командировку); требование документального подтверждения предложений и требований должностных лиц по делу; фиксирование предложений и требований коррумпированных должностных лиц оперативнорозыскными средствами; возбуждение процедуры служебной проверки заподозренного в попытке вмешательства в ход расследования либо в отдельных действиях, объективно нанесших ущерб расследованию и др[3]. В случаях коррупции в ходе расследования может возникнуть следственная ситуация, которая характеризуется оказанием давления на участников уголовного судопроизводства. Это могут быть угрозы, психологическое или даже физическое воздействие, подкуп или убеждение со стороны властей. Эта ситуация осложняется тем, что следователь может не знать о факте оказания давления, а потому не в состоянии принять какие-либо меры. Поэтому, приступая к расследованию коррупционного преступления, следователь должен прогнозировать такое развитие событий и с момента расследования давать указание следственным органам проводить оперативнорозыскные мероприятия, направленные на выявление и устранение такого воздействия на следователя, потерпевшего и свидетелей со стороны должностных лиц органов власти и управления. Все это должно контролироваться, и обеспечено взаимодействием с органами Прокуратуры, так как они являются надзорным органом и пресекают проявление коррупции во всех органах государственной и муниципальной власти. Рассмотрим взаимодействие и контроль органов на примере Республики Башкортостан. Так, прокуратурой республики Башкортостан проведён анализ практики выявления в 2019 году преступлений коррупционной направленности, в том числе фактов взяточничества. Принятыми в 2018 году прокуратурой республики мерами, в том числе коррупционного характера, в условиях изменения оценки выявления мелких взяток удалось добиться повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупционной преступностью, о чём свидетельствует рост выявленных преступлений указанной категории (с 888 до 915, +3%), фактов получения взяток (с 62 до 84, +35,5%), и, наоборот, снижение выявленных фактов дачи взяток (с 22 до 18, - 18,2%) и мелкого взяточничества (с 184 до 165,-10,3%). Однако некоторые территориальные прокуроры не приняли необходимых мер, направленных на результативную борьбу с коррупцией и выявление коррупционных преступлений. Так, в Караидельском, Бурзянском и Ермекеевском районах не выявлено ни одного такого преступления. Анализ состояния законности свидетельствует о том, что коррупционной преступности подвержены практически все сферы общественных отношений и, прежде всего, связанные с распределением бюджетных средств, закупками, управлением публичным имуществом, взаимодействием между коммерческими организациями. При этом наиболее опасным её видом по-прежнему является взяточничество. В общей структуре взяточничества выявлено 28,7% фактов получения взяток (ст. 290 УК РФ), 6,1% - дачи взяток (ст. 291 УК РФ), 8,9% - посредничества во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), 56,3% - мелких взяточничеств (ст. 291.2 УК РФ). При этом в 2019 году количество фактов получения мелких взяток (93) превысило число деяний, связанных с их передачей (71). Учитывая, что более половины выявленных фактов взяточничества приходится на мелкие взятки, до настоящего времени не изжита практик формирования уголовно-правовой статистики по борьбе с указанным видом коррупционной преступности в основном за счёт постановки на учёт именно таких малозначительных деяний, выявление которых не представляет особой сложности. Как показывает анализ, большинство территориальных прокуроров работу на данном направлении до сих пор на должном уровне не организовали, при их пассивной позиции на поднадзорной территории факты получения взяток (ст. 290 УК РФ) вовсе не выявлены [1]. Несмотря на выявление 84 фактов получения взяток, к уголовной ответственности за данные преступления привлечено всего 26 лиц, что наглядно демонстрирует направленность правоохранительных органов на выявление многоэпизодных преступных деяний, совершаемых одним лицом. в городе Стерлитамак и Ишимбайском районе выявлены преступные схемы систематического получения сотрудниками полиции незаконных денежных вознаграждений от представителей ритуальных организаций за сообщение им сведений о смерти граждан и месте нахождения трупов. По указанным фактам органами предварительного расследования возбуждены 14 уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных статьями 290, 291 и 291.2 УК РФ. В настоящее время ряд уголовных дел направлены в суды, виновные лица осуждены. Таким образом, для обеспечения реальной борьбы с коррупционной преступностью, в том числе с подкупом должностных лиц, необходимо использовать основные инструменты усиления координирующей роли прокуратуры и повышения эффективности надзора за исполнением законодательства о оперативно-розыскная деятельность правоохранительных органов. В современных условиях становления России как правового государства проблема коррупции в государственных органах является одной из важнейших. Коррупция чревата серьезными последствиями для всех слоев российского общества; он деморализует граждан и разрушает их доверие к государству, превращая его из средства уравновешивания потребностей всех социальных слоев в инструмент беззастенчивого отстаивания интересов только определенных узких групп за счет остального общества. Можно выделить наиболее важные составляющие успешной борьбы с коррупцией: 1. Улучшение взаимодействия работы правоохранительных органов с органами государственной и муниципальной власти, усилить контроль коррупционной направленности. 2. Исключение возможностей ее возникновения в точках принятия решения чиновником. 3. «Легализация коррупции», что требует не дополнительных ресурсов, а только лишь признания уже существующих рыночных отношений в рамках правового поля. Например, чтобы получить государственную справку, будь то паспорт, регистрация недвижимости и т.п., быстрее положенного срока или «красивые» номера на автомобиль, достаточно лишь открыто и легально за это заплатить согласно установленным тарифам.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (33) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Юдаков А.Г., Галимов Э.Р. СЛОЖНОСТИ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ // Вестник науки №12 (33) том 4. С. 150 - 156. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3963 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3963



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.