Бергер Е.В., Волкова Л.В.
ОСОБЕННОСТИ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯРАБОТ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Аннотация:
в данной статье рассмотрены основные принципы календарного планирования предприятия транспортного оборудования. Особенности реконструкции промышленного здания; рассмотрен наиболее оптимальный способ производства работ при реконструкции промышленных зданий; узловой метод организации строительства; влияние способа на календарное планирование производства работ
Ключевые слова:
календарный план, реконструкция, строительно-монтажные работы, организация, технология, демонтаж, узловой метод
Календарное планирование – один из основных этапов организационнотехнологического проектирования и реконструкции строительно-монтажных работ. Календарный план выполняется в виде проектного документа, регламентирующего потребность во времени и в пространстве рабочих, строительных машин, материально-технических ресурсов, транспортных средств, поставку оборудования, комплектующих изделий, разработку проектносметной документации, распределение объемов строительно-монтажных работ. Реконструкция промышленных зданий является одним из главных направлений развития и поддержки предприятия. Календарное планирование выполнения строительно-монтажных работ при реконструкции промышленных предприятий осуществляется в определенной последовательности[2]: – определяют очереди реконструкции зданий и сооружений (при наличии нескольких объектов); – разбивают здание на участки; – разбивают участки на отдельные зоны; – разбивают работы на определенные процессы для организация потоков; – формируют потоки (определяют составы (количество человек): бригад, звеньев, инвентаря, средств оснастки, средств механизации); – строят графики потоков (привязанные к календарю), составляют календарный план реконструкции предприятия; – разрабатывают ведомости и графики объемов работ, потребности в материально-технических, трудовых ресурсах. Организация работ при реконструкции имеет ряд особенностей по сравнению с новым строительством; участки, нуждающиеся в реконструкции, имеют разнородный характер, могут быть рассредоточены на большем участке. В реконструкции значительно меньше объем работ чем при новом строительстве. При календарном планировании должны учитываться особенности связанные демонтажем конструкций, их усиление, замена определенных конструктивных элементов и т. п.[3]. При реконструкции зданий не всегда бывает возможность остановить производство, поэтому работы будут производиться в стеснённых условиях, что вызывает влияние на общую схему организации работ. Действующие инженерные сети затрудняют использование мощной строительной техники, в определенных случаях необходимо отдельно проектировать средства механизации. Для производства демонтажных работ обязательно необходимо разработать комплекс мер, связанных с обеспечением устойчивости части здания, которая не подлежит реконструкции [5]. Особое внимание нужно уделить разработке мероприятий по охране труда с учётом особенностей действующего производства и характера строительно-монтажных работ. При выборе решения календарного плана основным фактором является метод организации ее проведения. При реконструкции предприятия транспортного оборудования сложность состоит в том, что невозможно применить типовые проекты. Особенность разработки проекта реконструкции – в отличие от проектирования для нового строительства – состоит в том, что даже при наличии доказательной базы (технико-экономического обоснования) в порядке исключения допускаются отдельные отступления от нормативных требований рекомендательного характера (например, требования к высоте помещения, геометрическим параметрам рабочих постов). Так, при реконструкции могут быть несколько уменьшены расстояния между боковыми сторонами автомобилей на постах текущего обслуживания и текущего ремонта в случае, если соблюдение нормативов размещения рабочих постов связано с большим объемом строительно-монтажных работ. Проведение реконструкции может включать в себя [4]: переоборудование рабочих постов, демонтаж устаревшего оборудования, монтаж нового, что приводит к временной остановке работы некоторых участков, и нарушению установившегося режима. При реконструкции предприятий данного типа рационально использование узлового метода организации строительства [1]. Целью узлового метода является комплексное выполнение строительно-монтажных работ и ввод в эксплуатацию в предельно сжатые сроки при увеличении техникоэкономических результатов монтажных, строительных подразделений, принимающих участие в реализации проекта. Для рационального использования ресурсов в узлах определяют подузлы. Задача подузла организовать в целой системе узла параллельные потоки по выполнению работ и тем самым сократить общую продолжительность возведения узла за счет максимального совмещения работ. В пределах подузла выполняются строительно-монтажные работы до готовности, необходимой для проведения в целом узле пусконаладочных работ. Узлы по составу разделяются: – технологические (фундаменты под технологическое оборудование; подземные и наземные коммуникации, полы и т. д.) – строительные (производственные здания или сооружения или их части, в пределах которых осуществляется производство строительно-монтажных работ до технической готовности). В состав такого узла включаются: каркас здания, фундаменты, кровля, остекление, отделка. – общеплощадочные (похожие по технологическим признакам сооружения обслуживающего и вспомогательного назначения, инженерных сетей и коммуникаций). Узлы данного типа позволяют провести испытания устройств и агрегатов. Для каждого узла разрабатываются свои планы, графики производства работ. За каждым узлом закреплены ответственные инженерно-технические работники для работы с соответствующими строительно-монтажными организациями. Правильное определение состава и границ узлов, их технологическая взаимодействие предопределяют эффективность узлового метода строительства. При проектировании узлов должны учитываться: конструктивная завершенность узла как части промышленного комплекса или объекта, возможность производства пусконаладочных работ и сдачи узла заказчику по акту рабочей комиссии. Должна учитываться возможность наиболее быстрого предоставления фронта работ для смежных организаций. При проектировании состава и границ узлов необходимо знание назначения и взаимодействия оборудования, агрегатов, устройств, предназначенных для выпуска продукции строящимися производствами, а также учет объемно-планировочных и конструктивных решений проекта, требуется не только глубокие знания вопросов организации и технологии строительного производства, управление деятельностью строительных и монтажных организаций, но и знание структурной организации всех участников строительства. В результате применение такого метода позволит рационально распределить работы, а также сократить продолжительность реконструкции объекта. На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы. 1. Реконструкция действующих предприятий связана с необходимостью обеспечения взаимодействия двух систем: эксплуатации объекта и строительного производства. В зависимости от имеющихся ресурсов возможны два метода реконструкции: с остановкой производства и без остановки производства. 2. При календарном планировании реконструкции решающим фактором является выбор метода организации работ: последовательного, параллельного, поточного или узлового. 3. При реконструкции предприятий транспортного оборудования наиболее эффективным является узловой метод организации работ, так как позволяет выделять узлы, производить их реконструкцию и ввод в эксплуатацию с учетом ограничений во времени сдачи основных технологических узлов под пусконаладочые работы, обеспечивающие возможность завершения реконструкции предприятия в установленные сроки.
Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 1
Ссылка для цитирования:
Бергер Е.В., Волкова Л.В. ОСОБЕННОСТИ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯРАБОТ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ // Вестник науки №1 (34) том 1. С. 19 - 25. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3977 (дата обращения: 21.03.2023 г.)
© 2021