'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (8) том 4
  4. Научная статья № 24

Просмотры  158 просмотров

Харисова Э.В., Гребенникова Н.Л.

  


ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
статья посвящена рассмотрению наиболее значимых технологий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Приводится описание данных технологий и анализ их значимости   

Ключевые слова:
универсальные учебные действия, технология, младшие школьники, образование, воспитание   


Как в отечественной педагогике, так и в современной, все учебные предметы имеют огромный потенциал для развития всех видов универсальных учебных действий. Реализация этого потенциала на уровне начального звена образования зависит от способов и методов организации учебно-воспитательной деятельности младших школьников. Каждый применяемый к образовательному процессу способ или метод должны учитывать личностные и возрастные особенности детей, а так же их потребности в познании окружающего мира. Для наиболее эффективного формирования познавательных УУД у младших школьников используются такие технологии, как: проблемное обучение, педагогика сотрудничества, индивидуально-дифференцированный подход, компетентно-ориентированное обучение. В достижении наилучшего результата именно эти технологии играют важнейшую роль в образовательном процессе. Одной из характерных особенностей нынешнего образования является переход к личностно-ориентированному подходу, требующему применения в процессе обучения и воспитания ряда методов, технологий и форм для личностного и познавательного развития обучающихся. В рамках личностно-ориентированного подхода у ребенка появляется свобода выбора, не он подстраивается под деятельность педагога, все происходит наоборот. Проблемное обучение является организацией урока, предполагающей создание под руководством учителя проблемных ситуаций., самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, результатом чего становится приобретение необходимых знаний, умений и навыков. Данная технология хорошо вписывается в рамки личностно-ориентированного обучения, так как изменяет привычные подход к проведению урока и выводит систему взаимоотношений «учитель-ученик» на совершенно иной уровень. Педагогу необходимо создавать такие ситуации, при которых младшим школьникам хотелось бы находить дополнительную информацию, работать с ней и активно участвовать в деятельности на уроке[3, с. 110]. Следующей технологией является педагогика сотрудничества, которая также хорошо раскрывает личностно-ориентированный подход в обучении. Данная технология является источником прогрессивных идей и воплощением нового педагогического мышления, входит во многие современные педагогические технология как составная часть, так как пока не имеет нормативно-исполнительного инструментария, чтобы считаться целостной. Она предполагает совместную деятельность учеников с учителем, где ни один субъект не стоит над другим. Взаимопонимание и проникновение в духовный мир друг друга ведут к результативной познавательной деятельности и эффективному формированию универсальных учебных действий. Индивидуально-дифференцированная технология предполагает сочетание разных видов занятий для повышения качества познавательной деятельности каждого ученика. Целью данной технологии является учет всех индивидуальных особенностей различных групп детей и каждого ребенка в отдельности. Педагог должен найти в каждом обучающемся его сильные стороны и направить его деятельность на достижение максимального результата именно в этом русле. Организация процесса обучения и воспитание предполагает соединение изучаемого материала с жизнью на каждом уроке, а также повышение уровня активности и самостоятельности младших школьников, взаимодействие фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке. Все это дает повышение эффективности процесса образования и приводит к существенному улучшению процесса обучения и воспитания. А это, в свою, очередь, способствует формированию познавательных УУД младших школьников с учетом того, какие конкретно учебные действия им нужно развить в первую очередь и на какие обратить особое внимание[1, с.91]. Компетентно-ориентированная технология обучения – это метод проектов. Цель ее состоит в создании таких условий, при которых обучающиеся могли бы самостоятельно добывать знаний из дополнительных источников, уметь работать с полученной информацией и активно применять ее на практике. В основе данной технологии лежит идея развития критического мышления, привитие младшим школьникам умений и навыков работы с информацией любого вида, и с ее источниками. Для успешной реализации данной технологии необходимо наличие значимой в социальном, познавательном или творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска информации для ее решения. Формирование УУД реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов, решения важных задач в жизнедеятельности детей. Все это будет иметь эффект при правильном подходе педагога, ведь основная цель начального образования – пробудить в каждом ребенке все заложенные в нем задатки в ходе учебной деятельности и дать им развитие[2, с. 21]. Универсальные учебные действия должны быть основой для выбора и структурирования содержания образования, поскольку являются важнейшей частью образовательного процесса и играют большую роль в обучении. Овладение младшими школьниками УУД происходит в контексте всех учебных предметов, а так же во внеурочной деятельности, поэтому педагогу следует ответственно подойти к выбору технологии, которую он внедрит в образовательный процесс. От правильного выбора будет зависеть, насколько хорошо будут сформированы те или иные универсальные учебные действия у младших школьников и не останется ли пробелов перед переходом на следующую ступень образования. Мы считаем, что наиболее эффективными технологиями являются все вышеперечисленные, но максимального эффекта можно добиться, если внедрять в процесс обучения методы из различных других технологий, чтобы достичь наивысшего уровня усвоения знаний, умений и навыков младшими школьниками.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Харисова Э.В., Гребенникова Н.Л. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №8 (8) том 4. С. 99 - 101. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/400 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/400



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.