'
Давиденко И.А., Фадеев А.С.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВОЕННОМ ВУЗЕ В ПЕРИОД СЛОЖНОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ *
Аннотация:
статья посвящена вопросу, связанному с влиянием пандемии на ситуацию в современном спортивном движении и образовательном процессе. В частности, автор анализирует особенности методики проведения занятий по физической подготовке
Ключевые слова:
физическая подготовка, педагогика, занятия, коронавирус
Введение Начиная с февраля 2020 года, в России сложилась уникальная эпидемиологическая ситуация, объявленная пандемией и обусловленная тем, что населению одновременно угрожает вирус COVID-19 − заболевание, влияющее на дыхательную систему человека, передающееся воздушно-капельным и контактным путём [1]. Сложившаяся санитарно-эпидемиологическая обстановка привела к ряду ограничений при проведении занятий по физической подготовке, выявившая необходимость следующих изменений в формах и методах проведения занятий, направленных на сохранение жизни и здоровья личного состава [2,4], поддержание уровня его боеготовности к выполнению поставленных задач: правильное соотношение объема и интенсивности физической нагрузки и контроль физиологических параметров; оценка внешних признаков утомления личного состава; применение защитных гигиенических средств личного пользования; ограничение общения курсантов различных групп; сокращение числа обучающихся в учебных взводах с учетом выполнения требований по соблюдению социальной дистанции; необходимость обеспечения своевременной дезинфекции гимнастических снарядов, макетов оружия, прочего спортивного инвентаря и др. Основные положения В ходе проведения занятия преподавателю необходимо осуществлять контроль физиологических параметров по пульсовой интенсивности. При оценке интенсивности физической нагрузки по частоте сердечных сокращений используется следующая градация: низкая - до 130 ударов в минуту; средняя - 130-150 ударов в минуту; высокая - 150-170 ударов в минуту; максимальная - свыше 170 ударов в минуту. Объем и интенсивность нагрузки должны быть сопоставимы с задачами, этапами обучения и возрастом занимающихся. Величина физической нагрузки должна определяться характером ее воздействия на организм занимающихся. Соотношение объема и интенсивности должно быть обратно пропорциональным: чем больше объем, тем меньше интенсивность, и наоборот. При этом в период распространения коронавирусной инфекции проведение упражнений максимальной и высокой интенсивности считается нецелесообразным Также в процессе проведения занятий по физической подготовке необходимо использовать примерную схему оценки внешних признаков утомления и не допускать появления признаков большой утомляемости [3]. Необходимо следить за окраской кожи лица, потливостью, состоянием дыхания, движениями, вниманием занимающихся. Для проведения практических занятий в условиях сложной санитарноэпидемиологической обстановки, как правило, используются учебнометодические материалы для проведения комплексных занятий. Перед началом проведения занятия необходимо подготовить учебные места и спортивный инвентарь и произвести дезинфекцию всех помещений и снарядов, а также произвести процедуру термометрии и не допускать к проведению занятий обучаемых с высокой температурой и другими признаками коронавирусной инфекции [1]. Структура занятия может оставаться неизменной и состоять из трех частей. При этом правильное распределение учебного времени на одно учебное занятие будет следующим: подготовительная часть – 20 % отведённого времени, основная часть – 70 %, заключительная часть – 10 %. В подготовительной части занятия включаются строевые приемы, упражнения на внимание, упражнения в ходьбе и беге, общеразвивающие упражнения на месте. В основной части занятия, как правило, проводится разучивание и тренировка упражнений из различных разделов физической подготовки: гимнастики и атлетической подготовки, ускоренного передвижения и легкой атлетики, рукопашного боя и других. Например, проведение тренировки подтягивания на перекладине, проведение тренировки в беге на 100 м, а также комплексная тренировка приемов рукопашного боя. При этом, для недопущения контакта между военнослужащими разных групп и соблюдения социальной дистанции в ходе проведения занятия целесообразно проводить основную часть на нескольких учебных местах. Контроль за соблюдением дисциплины на учебных местах возлагается на заместителя командира взвода или командира отделения, а общее руководство занятием осуществляется преподавателем. По истечению установленного времени, указанного в плане занятия происходит смена расположения подгрупп в спортивном зале. Измерение пульса занимающихся целесообразно проводить перед сменой учебных мест в течение 10 секунд. Рациональным является использование в учебном процессе имеющейся учебно-материальной базы, которая обеспечивает непосредственное, индивидуальное расположение курсанта на учебном месте. В заключительной части занятия, основными задачами являются: приведение организма занимающихся в спокойное состояние; проверка личного состава и его самочувствия; подведение итогов занятия. Выводы Подводя итог всему вышеизложенному, можно прийти к заключению, что в сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации ведение образовательного процесса в академии в условиях режима самоизоляции и в период пандемии требует переосмысления ряда вопросов, связанных с преподавательской, тренировочной и спортивной деятельностью, роли преподавателя в системе образования, а также подбора объема и интенсивности физических упражнений.
Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 3
Ссылка для цитирования:
Давиденко И.А., Фадеев А.С. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВОЕННОМ ВУЗЕ В ПЕРИОД СЛОЖНОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ // Вестник науки №1 (34) том 3. С. 13 - 16. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4002 (дата обращения: 10.10.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*