'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (34) том 3
  4. Научная статья № 5

Просмотры  120 просмотров

Камучева Д.А., Кильдибаева С.Р.

  


ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯВ ШКОЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются проблемы обучения программированию в средней школе, поднимается вопрос необходимости пропедевтического курса и смены подходов к обучению программированию   

Ключевые слова:
школа, программирование, мотивация к обучению, логическое мышление   


В 70-80 годах прошлого века произошел скачок популярности технического образования. Под влиянием работ Н. Вирта, С. Пайперта, Н. Винера и других ученых в некоторых европейских странах стали проводить эксперименты по внедрению изучения основ программирования. В странах Советского Союза также проводились подобные эксперименты, однако информатика в числе обязательных предметов появилась в школах только в 1985 году. У истоков лежали материалы А.П. Ершова, Л.Л. Босовой, Г.П. Звенигородского и еще целого ряда ученых. Однако если в иностранных курсах информатика переживала взлет и падение интереса к ней, то в России ее право на жизнь и место было устойчивым, а сам курс развивался последовательно. Так, в курсе информатики, принятом в России, первенство делят линии «алгоритмизация и программирование» и «формализация и моделирование», в курсах стран Европы информатика зачастую являлась более прикладной наукой и строилась на обучении компьютерной грамотности или же полностью выводилась из перечня школьных предметов. Огромную работу по изучению и систематизации опыта преподавания информатики в России провела Л.Л. Босова. В своих трудах она приводит характеристику преподавания курса в России, дает основную информацию и демонстрирует место информатики (computer science или computing) в учебных планах ряда стран, а также предлагает главные идеи Международного дистанционного курса информатики «Бобер», в классификации задач которого предлагается обобщенный принцип мирового сообщества на возможности формирования планов и аспектов информатики в школах. [2] В наше время предмет информатика переживает «второе рождение» в школах различных стран мира и интерес к науке неуклонно возрастает. Все чаще пропедевтический этап обучения курсу начинает проводиться в начальной школе, где подходы российских и зарубежных ученых имеют как общие, так и различные черты. Базовым аспектом курса информатики в странах запада является вычислительное мышление, или, как его еще называют, computational thinking. В работах Е.К. Хеннера, Л.Л. Босовой и других ученых в мельчайших подробностях рассмотрена концепция вычислительного мышления. Это понятие рассмотрено как со стороны интуитивного представления, так и с практической его стороны. Так же оно наглядно демонстрирует пути развития данного типа мышления в процессе эволюции технических и программных методов информатики. Однако, так же делается акцент на том, что становлению  вычислительного мышления в устоях педагогов России не уделяется должного внимания, хотя, как считал Е.К. Хеннер, этот вид мышления является как метапредметным итогом общего образования, так и его инструментом, из чего следует, что его эволюция связано с требованиями ФГОС [5]. Обучение азам программирования на сегодняшний день представляет собой фундаментальный аспект не только в курсе информатики в России, но и в иностранных практиках. Затрагивая тему пропедевтики программирования стоит указать, что в странах Запада бурно обсуждаются вопросы между приверженцами традиционной модели преподавания курса по С. Пайперту и последователями современных, визуально направленных, основанных на идеях геймификации сред обучения [4]. Особенно бурно ведутся диспуты о пропедевтическом курсе программирования. В наши дни проводится отбор новейших методов обучения школьников азам программирования с использованием визуальных сред и на основе геймификационных технологий. Данная практика обобщается в труде Л.Л. Босовой «Как учат програмированию в XXI веке: отечественный и зарубежный опыт обучения программированию в школе». Эта статья является подробным изложением подходов к изучению информатики в отечественной школе, сформированных за многолетнюю практику применения существующего курса информатики, обозначены существующие сегодня плюсы и минусы в обучении школьному курсу программирования [3]. Помимо этого, проанализированы инновации в обучении программированию учеников школах США, странах Европы и Азии. Собраны ключевые международные направления в обучении программированию в школах: ранний старт, обязательность и непрерывность преподавания программирования, обилие прогрессивных сред программирования, применение облачных серверов, метод проектов и работы в командах в курсе изучения программирования. Изучение требований ФГОС основного общего образования предоставил право сформулировать требования к выпускникам по курсу программирования: На базовом уровне выпускник должен:  Уметь читать программы, написанные на изученном алгоритмическом языке программирования высокого уровня;  Обладать навыком алгоритмического мышления и понимать важность формального написания алгоритмов;  Уметь изучать алгоритмы при помощи таблиц;  Знать базовые структуры программирования;  Владеть основными методами написания программ для поиска решений на поставленные стандартные задачи с использованием алгоритмического языка и отладки написанных программ;  Применять созданные ранее практико-ориентированные программы по прямому назначению согласно выбранной специализации. На углубленном уровне выпускник должен:  Иметь навыки применения высокоуровневых языков программирования, владеть пониманием об основных типах и структурах данных;  Уметь применять базовые управляющие конструкции;  Иметь знания и опыт создания программ на выбранном языке программирования, тестировать и отлаживать полученные программы;  Владеть фундаментальными умениями формализации практической задачи и составления отчетов по программам. Тема «Алгоритмизация и программирование» является одной из самых сложных тем в курсе информатика. В настоящее время существует большое количество проблем, связанных с данным направлением. Каждый учитель информатики встречается с большим количеством вопросов при построении изучения темы «Алгоритмизация и программирование»: как выстроить изложение материала, какие использовать методические разработки, в какой форме проводить занятия, какие составить практические задания, какой материал использовать учащимся при изучении и другие.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Камучева Д.А., Кильдибаева С.Р. ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯВ ШКОЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №1 (34) том 3. С. 25 - 31. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4004 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4004



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.