'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (34) том 3
  4. Научная статья № 9

Просмотры  112 просмотров

Точиева Т.Р., Точиева Х.Ш.

  


ИДЕИ И ОБРАЗЫ РОМАНА Ф. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» *

  


Аннотация:
в данной статье автором рассматриваются образы главных героев романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». Подвергается анализу теория Ивана «Если Бога нет – все позволено». Также рассматривается образ главного героя произведения Алеши Карамазова. Писатель проводит Алешу через духовные испытания, которые раскрывают его человеческую сущность и характер   

Ключевые слова:
отцеубийство, герой, идея, духовные испытания, социальная гибель   


Итак, в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» мы видим целую галерею образов. Отец и сыновья – разные стороны русского характера. Федор Павлович, отец братьев Карамазовых. Это человек прошлого, бывший крепостной, который привык управлять людьми. Основные черты: цинизм, скандальность, сладострастность этим всем и вызывает отвращение у всех кто рядом, включая его сыновей. Федор Павлович был женат дважды. Первая женщина – особенная леди с сильным характером. Брак распался, но в нем родился сын Дмитрий. Дмитрий – страстная натура, способная на любовь. Но он также вспыльчив, способен на необдуманные поступки, о которых он позже сожалеет. Грушенька Светлова, как и все женщины у Ф. Достоевского, не имеет собственной истории, поскольку является частью биографии и судьбы других героев. Это образ блудницы, который находится на перекрестке морального покаяния, связывающего ее с прошлым и настоящим, к которому призывает новая, чистая любовь. Она находит в себе силы порвать с прошлым и объединиться с Митей в любви и страданиях. Исследователи в работе Достоевского обнаружили, что Грушенька проходит через метаморфозу в романе, которая ведет ее «многогранную» душу на путь покаяния и морального обновления [3, с. 11]. Вторая жена Федора Павловича – Софья Ивановна – полная противоположность первой. Это тихая, кроткая женщина, но Федор Павлович пытается вызвать у нее бурю. Но это только вызывает приступы отчаяния. Она замучена и не может больше жить. Двое детей от второго брака – Иван и Алеша – становятся сиротами. Алеша, младший сын, человек чистой души, праведный человек, он болеет за всех и особенно за своих братьев. Он хотел бы быть священником, но духовный наставник старейшина Зосима не благословляет его перед смертью, потому что в церкви человек спасает свою душу, а вне ее находятся другие души. Объявленный в предисловии «От автора» в качестве главного героя, Алеша тем не менее играет очень скромную роль в интриге романа, будучи в основном их совестью, воплощенной в человеческом облике. Несмотря на то, что Алеша слабо вовлечен в сюжет романа, духовная жизнь героя буквально переполнена событиями. В течение нескольких дней Алеше приходится пережить смерть своего духовного наставника старейшины Зосимы, убийство его отца, социальную гибель его брата Дмитрия, духовный кризис брата Ивана, самоубийство Смердякова и смерть мальчика Илюшечки Снегирева, в судьбе которого Алеша принимает активное участие. Все эти духовные испытания, преломляясь в душе героя, раскрывают его человеческую сущность и характер. Среди основных черт характера Алеши – открытость, искренность, самоотверженность и целомудрие. В то же время писатель наделил его такими чертами личности, как бесстрашие, решительность и воля. Именно сочетание этих черт позволяет Алеше занять в произведении абсолютно уникальное место: «все любили этого молодого человека, и это было с детства» [2, с. 69]. Его присутствие поднимает других от шума и суеты повседневной жизни, облагораживает и очищает их. Что касается второго сына, Ивана, он был человеком разума. Рационалист. Он очень умный, но у него глубокий, едкий, загадочный ум, мучимый вопросом о существовании Бога, а также в поисках ответа на главный вопрос романа: все разрешено или не все. Согласно идеологической концепции романа, настоящим отцеубийцей является не Смердяков, а борец с Богом Иван. (Для Достоевского атеизм не безбожие, а борьба с Богом) [4, с. 56]. Ведь Павел убивает Федора Павловича под давлением и предложением Ивана. Картина Ивана является дальнейшим развитием творчества герояповстанца Достоевского, который привержен атеистическим убеждениям и призывает пересмотреть существующие моральные устои. Фигура Ивана окружена головоломками. Он вырос в чужой семье хмурым мальчиком и рано обнаружил блестящие навыки. Он изучал науку в университете, поддерживал себя грошовыми уроками и журнальной работой. В сцене в таверне Алеша Карамазов признается ему: «Брат Дмитрий говорит о тебе: Иван – могила. Я говорю о тебе: Иван – это загадка» [2, с. 121]. Сам Достоевский называет Ивана «одним из самых важных персонажей». Идеологическая нагрузка образа Ивана связана с тем, что Достоевский дал ему авторство «Поэмы великого инквизитора» – верх его религиозно-философских размышлений [1, с. 37]. Это вставная новелла в романе занимает центральное место. Это длинный рассказ Ивана Карамазова его брату Алеше о содержании его разрушенной поэмы. Вот один из основных моментов композиции романа, очаг идеологических споров, проведенных его героями. Великий Инквизитор противопоставляет духовные ценности примитивной силе инстинктов, идеалу героической личности – суровому стихию человеческих масс, внутренней свободе – необходимости добывать хлеб насущный, идеалу красоты – кровавому ужасу исторической реальности. Формула «Если Бога нет – все позволено» Ивана Карамазова может быть доказана от обратного: «Все позволено – значит Бога нет». Иван проверяет свою теорию через самые страшные преступления – отцеубийство, став фактически идейным вдохновителем убийцы Смердякова. Таким образом, «эксперимент», проверка идеи, как и в романе «Преступление и наказание», становится центральным действием «Братьев Карамазовых» – это убийство Федора Павловича Карамазова. Нравственные последствия преступления также ужасны, как и для Раскольникова: это «белая горячка» Ивана и самоубийство Смердякова значит, не все позволено, Бог присутствует как совесть, как нравственные чувства в каждом человеке.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Точиева Т.Р., Точиева Х.Ш. ИДЕИ И ОБРАЗЫ РОМАНА Ф. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» // Вестник науки №1 (34) том 3. С. 44 - 48. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4008 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4008



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.