'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (34) том 3
  4. Научная статья № 31

Просмотры  98 просмотров

Суфиянов Р.Ш.

  


ТЕХНОЛОГИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ГРУНТА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ *

  


Аннотация:
для выполнения широкомасштабных работ, связанных со строительством новых и ремонтом существующих автомобильных дорог, согласно утвержденной Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, необходимо ускорение технологического развития дорожно-строительной отрасли на основе внедрения новых прогрессивных и высокоэффективных технологий. Одной из таких технологий является использование в дорожном строительстве местного грунта, обработанного стабилизирующими добавками. Использование данного стабилизированного грунта позволяет заменить более дорогостоящие дорожные материалы, что способствует удешевлению процесса строительства автомобильных дорог   

Ключевые слова:
транспортная стратегия РФ, экономическое развитие, дорожное строительство, прогрессивные технологии, стабилизированный грунт, экономия средств   


В России наметилась глобальная тенденция к решению ее основных проблем в экономике, таких как недостаточность и низкое качество автомобильных дорог. Российская Федерация, простирающаяся на тысячи км с запада на восток и с севера на юг, в силу многих обстоятельств и причин, не обладает в достаточной мере развитой дорожной инфраструктурой, от которой, безусловно, зависит социально-экономическое развитие любого государства. Мощный импульс этому развитию придает Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [1]. На выполнение запланированных широкомасштабных работ в бюджете нашей страны предусмотрены весьма внушительные средства и для их освоения с наибольшей эффективностью, необходимо более широко внедрять и применять самые передовые прогрессивные технологии дорожного строительства. С каждым годом возрастает число строительных организаций, использующих инновации и если в 2013 году было реализовано 183 современных проектов на 816 участках, то в 2018 году уже было внедрено 244 новаций на 686 участках. Подавляющее большинство данных инновационных технологий внедрены в виде современных дорожно-строительных материалов (дренирующего асфальтобетона, пористо-мастичного и цветного асфальтобетона, модифицированных битумов и других новых материалов), продлевающих срок службы и качество дорожной одежды, но вместе с тем, все чаще начинают использовать в дорожном строительстве технологию стабилизации грунтов [2]. Данная технология заключается в смешивании грунтов той местности, где строится автомобильная дорога с различными поверхностно-активными веществами (ПАВ), называемых стабилизаторами, отсюда и происходит название технологии – технология стабилизации грунтов. Данная технология позволяет использовать местный грунт и заменить им относительно дорогие дорожно-строительные материалы (песок, щебень), часто отсутствующие или не имеющиеся в данной местности в необходимом количестве. Применение местного грунта позволяет снизить стоимость строительства автомобильной дороги на 10-30%. Следует отметить, что стабилизированные грунты можно применять на дорогах I-II категорий в качестве нижних слоев оснований, а на дорогах III-V категорий при устройстве верхних слоев оснований и покрытий [3]. Для территории России характерно большое многообразие почв и по официальным данным [4] выявлено 76 видов почв и 25 видов почвенных  комплексов. При этом наиболее распространены почвы таежно-лесной зоны (56,4 %) и почвы лиственно-лесной, лесостепной и степной зон (14,7 %), и лишь относительно малая часть (0,05 %) представлена субтропическими почвами (коричневые и желтоземы). Безусловно, при строительстве автомобильных дорог все работы ведутся с учетом вида грунта и типа местности. С целью учета гидрологических, инженерно-геологических, геоморфологических и мерзлотных особенностей этих важнейших местных условий, применяется классификация грунтов по следующим группам признаков [5], которая включает: класс - по природе структурных связей; подкласс - по структурам грунтов, образованных соответствующими структурными связями; тип - по основным генетическим категориям (происхождению); подтип - по условиям образования; вид - по вещественному составу; подвид - по петрографическому или литологическому составу; разновидность - по количественным показателям состава, строения, состояния и свойств грунтов. В зависимости от типа грунта, в качестве стабилизаторов могут применяться самые различные вещества: полимерные соединения; вещества, созданные на органической, кислотной и щелочной основах и другие ПАВ. На рис.1представлена общая классификация стабилизаторов. При этом необходимо различать принципиально различные функции применяемых технологий: стабилизации, комплексной стабилизации и упрочнения грунта. Стабилизация грунта проводится с целью улучшения его воднофизических свойств, при этом достигается необходимая влажность грунта,  снижается морозное пучение. Технология заключается в добавлении гидрофобизирующих стабилизаторов. При проведении комплексной стабилизации кроме стабилизаторов в грунт добавляют неорганические вяжущие материалы (менее 2% от массы грунта), что позволяет повысить прочностные характеристики и водно-физические свойства, и использовать их при обустройстве оснований дорожных одежд. Комплексное укрепление грунта проводят для повышения прочности при изгибе, трещиностойкости, морозостойкости при его использовании в слоях дорожных одежд. Для этого в грунт добавляют ПАВ в количестве не более 2% (по массе грунта), а минеральных вяжущих добавляют более 2% (по массе грунта). При использовании данных технологий важно подобрать состав стабилизатора, позволяющий обеспечить не только вышеперечисленные свойства грунта, но и прочную адгезию слоев дорожной одежды. При резком торможении, при езде на крутых склонах и поворотах возникают значительные горизонтальные напряжения, которые с течением времени приводят к разрушению дорожного полотна. Для продления срока службы автомобильных дорог и строительстве новых, важно обладать информацией об условиях конкретной местности и свойствах местного грунта. Таким образом, подводя некоторые итоги, можно сделать следующие выводы. Масштабное строительство дорог в России должно базироваться на рациональном подходе, позволяющим подойти к решению вышеперечисленных проблем комплексно и эффективно. Наряду с более широким применением технологии стабилизации грунта, необходимо создание новых эффективных отечественных стабилизаторов грунта, использование которых может существенно обеспечить экономию бюджетных средств, а это значит, что глобальные цели Транспортной стратегии нашей страны будут, безусловно, достигнуты. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Суфиянов Р.Ш. ТЕХНОЛОГИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ГРУНТА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ // Вестник науки №1 (34) том 3. С. 151 - 156. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4030 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4030



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.