'
Умедова Ш.Н.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ЮЖНОМ РЕГИОНЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН *
Аннотация:
статья посвящена изучению физического развития 17-18-летних учащихся общеобразователных школ г. Карши и Термеза. Материалы получены с применением международного метода по определению индекса массы тела по Кетле
Ключевые слова:
Индекс Кетле, физическое развитие, морфофункциональный показатель, платформа здорового образа жизни
Физическое развитие является важным морфологическим показателем организма человека. Это ярко наблюдается у детей и юношей в виде роста, массы тела, внешнего строения туловища и др. Эти показатели тесно взаимосвязаны урбанизацией, генетикой, погодными условиями, физической активностью, заболеваниями, а также факторами питания [4,6,7,8,9]. Поскольку, у них в этом возрасте интенсивно происходят рост и развитие по сравнению с взрослыми, значительная часть расходной общей энергии затрачивается на эти морфофункциональные показатели. Многими исследователями показаны, что несоблюдение требований здорового питания в этом возрасте является причинами многих нарушений роста и развития [1,2,3,5,7,9]. Так, например, увеличение количества потребляемых детьми легкоусвоевоемых углеводов приводит к увеличеванию массы тела, а их недостатки - к уменьшению. Поскольку белки, особенно белки животного происхождения, являются поставщиками новообразующихся клеток в ткани, в организме их недостаток приводит к отставке роста учащихся молодёжи [5,7,8,9 ]. Исходя из этого, во многих исследованиях по изучению фактического питания детей и подростков, учитываются их рост и развитие [2,3,4,5,7]. По изучению физического развития детей наши исследования проводились в трёх общеобразовательных школах (5,29,34 школы) г. Карши и в двух школах (8 и14) г. Термеза. Всего участвовали 244 ученика старших классов (изниз 123 мальчика и 121- девочка). Все респонденты по возрасту разделились на две группы. В первую группу 17 летнюю вошли 182 ученика (85 мальчиков и 97 девочек). Вторая группа (18 летняя) состоялась из 62 детей (38 мальчиков и 24 девочек). Наблюдение осуществиялось весной 2019 года. Физическое развитие детей оценивалось с помощью международной методики определения индекса массы тела по Кетле, где цифры от 18,5 до 24,9 кг/м2- считались нормой, от 25-до 29,9 кг/м2 повешенной. Из показателей от 18,5 до 17,5 кг/м2 считалось как худые -1 степени, от 17,5-16 кг/ кг/м2 - 2 степени, от 16-до 15 кг/м2 - 3 степени и ниже 15 кг/м2 очень худыми [7,8]. Как видно из таблицы, в обоих городах в 1-группе у испытуемых мальчиков имеющих нормальную массу тела составляет всего 82,8 %. из них имеющие недостаточную массу тела 1 и 2 степени составляет всего 82,8%. Из них имеющие недостаточную массу тела 1 и 2 степени составляют, соответственно, 5,4 и 8,9%. Только среди учащихся г. Термеза были мальчики с 3-степени недостаточностью общего веса. Надо сказать, что среди этой возрастной группы имели нормальную массу тела 62,85% респондентов, а 33,1% имели недостаточные показатели. Во 2- группе среди мальчиков имеющих нормальный вес составляли 76,95%, респондентов с недостаточной массой тела 1-степени – 14,45%, 4,6% учеников из г. Термеза имели 2-степени недостаточности веса тела. Только ученики из г. Карши 12,6% имели лишний вес. У 18 летних мальчиков не наблюдались респонденты с лишним весом. Среди девочек этой группы (18 летних обнаружились 81,25% имеющее нормальный вес. Из них 12,55 имели 1- степень недостаточности, 6,25% -2- степени. Заключение. Таким образом, полученные данные по физическому развитию учащихся старшеклассников противостоящих в других южных городах республики, имели значимые различия, несмотря на то, что эти города по некоторым экологическим условиям схожи. Видимо, их можно объяснить различиями местных обычай, питания, социально-экономическим состоянием семьи, качествам питьевой воды и других условий. Для объяснения обнаруженных различий в физическом развитии учащихся молодежи, необходимо провести продолжительные наблюдения (с детских учреждений до окончания школы) по изучению образа жизни (фактическое питание, социальное положение семьи и другие физиологические и гигиенические показатели). Исходя из вышеизложенного можно заключить, что учащиеся городов Карши и Термез имеют некоторые недостатки в физическом развитии, что мешают им стать гармонично развитыми. Для устранения их, необходимо, исходя из условий проживания, корректировать их условия жизни, здоровое питание, активную физическую деятельность, занятие с соответствующими видами спорта, улучшение экологических условий, устранение стресс факторов, связанных с учебой и повседневной жизнью, обеспечение качественной питьевой водой и др.
Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 3
Ссылка для цитирования:
Умедова Ш.Н. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ЮЖНОМ РЕГИОНЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН // Вестник науки №1 (34) том 3. С. 180 - 184. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4035 (дата обращения: 02.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*