'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (34) том 4
  4. Научная статья № 2

Просмотры  90 просмотров

Атькова Н.А.

  


ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ ОВЗ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛНОЦЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы создания инклюзивной среды в системе дошкольного образования. Обращается внимание на основные ресурсные требования к реализации инклюзивного образования в ДОУ   

Ключевые слова:
инклюзия, инклюзивная среда, инклюзивное образование, дошкольное образовательное учреждение, дети с ограниченными возможностями здоровья   


Эффективным условием реализации инклюзивного дошкольного образования будет являться организация образовательной среды. Непосредственно для этого необходимо, чтобы в дошкольной образовательной организации были созданы специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Развивающая предметнопространственная среда в группах должна быть создана с учетом особых образовательных потребностей воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей. Что непосредственно будет стимулировать у детей творческие способности, самостоятельность, инициативность, позволит ребенку проявить свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, а также утвердиться в чувстве уверенности в себе. Предметно- развивающее пространство должно быть организовано таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, запоминать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого. Вариантов развивающей среды в дошкольном учреждении может быть много - это и наличие разнообразных пособий, сенсорная комната, изостудия, бассейн, музыкальный, тренажерный залы, физкультурный, физиотерапевтический кабинет и др. Все это позволит решить разнообразные образовательные и коррекционно- развивающие задачи, направленные на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала каждого ребенка. Создание инклюзивной среды в ДОУ возможно, когда к решению задач инклюзивного образования в психологическом, методическом, информационном, материально- техническом аспектах подходят комплексно. Все работают в едином направлении образовательного процесса (в том числе родители нормотипичных детей и детей с особыми потребностями в развитии). По утверждению М.А. Федоровой, образовательная среда представляет собой систему взаимосвязанных компонентов: - субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся, и др.), - различных условий (психолого- педагогических, социальнопедагогических, пространственно- временных, социокультурных, дидактических и др.), обеспечивающих эффективность и целостность процесса развития личности. Е.В. Попова выделяет следующие принципы организации инклюзивной образовательной среды: - Принцип раннего включения в инклюзивную среду, обеспечивающий возможность формирования способностей к социальному взаимодействию: - Принцип безопасной образовательной среды. - Принцип коррекционной помощи.  Принцип активной работы родителей, их ответственности за результаты развития ребенка. - Принцип индивидуальной направленности образования. - Принцип командной работы. - Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. - Принцип приоритета социализации, что предполагает формирование социальных умений ребенка, освоение им опыта социальных отношений. К необходимым условиям для организации инклюзивной образовательной среды Е.Р.Ярская- Смирнова относит: - Организационно- педагогическое обеспечение. - Кадровое обеспечение образовательного процесса. - Материально- техническое обеспечение образовательного процесса как параметр безбарьерной среды. - Преемственность дошкольного и школьного образования. Эффективность инклюзивной образовательной среды, полагают и И. Н. Симаева, В. В. Хитрюк, что обеспечивается системой детерминирующих ее внешних и внутренних факторов, а также составляющих ее компонентов: - Наличием безбарьерной физической и психологической среды. - Наличием реальных условий социализации, а также социальной адаптации и интеграции различных категорий детей. - Обеспечиванием доступности ресурсов для всех воспитующихся. - Полисубъектность образовательного пространства, обеспечивающая разноаспектность сопровождения процессов воспитания и обучения, социализации, развития воспитующихся. - Формированием социального партнерства и сотрудничества как форм социального взаимодействия и поведения. - Появлением новых векторов профессионального развития педагогов, учителей- дефектологов, педагогов- психологов.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Атькова Н.А. ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ ОВЗ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛНОЦЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО // Вестник науки №1 (34) том 4. С. 10 - 14. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4037 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4037



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.