'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (34) том 4
  4. Научная статья № 5

Просмотры  167 просмотров

Быкова А.С.

  


ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГАДЖЕТИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСТРАИВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье поднимается проблема о компьютерной зависимости современных младших школьников. Основное внимание в работе уделяется профилактике гаджетозависимости, которая позволяют оптимизировать процесс обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся, сделать их обучение более интересным   

Ключевые слова:
информационные технологии, учебная деятельность, гаджеты, компьютерная зависимость   


В век информационных технологий компьютер является неотделимой частью жизни взрослых, а также и детей. Федеральный образовательный стандарт ориентируется на повышение информационной компетентности у младших школьников. По мнению М. В. Жуковой, ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность [3]. В современном мире, где электронные технологии развиваются стремительными темпами, получили своё развитие гаджеты. Гаджеты (от англ. «gadget » - приспособление) - это нестандартные и оригинальные приспособления, которые помогают человеку решить массу технических вопросов. Современные гаджеты служат как для решения деловых вопросов, так и в целях развлечения. Они способны работать как самостоятельные устройства, а так же как и приложения к о всевозможному оборудованию. Современные технологии идут вперёд и несут за собой новые проблемы и трудности. От техники ждут мгновенных результатов и быстрых ответов, а когда она подводит - пользователи впадают в ярость. Всё больше и больше людей заражаются новой, прежде невиданной болезнью. Её породил технический прогресс. Опасную болезнь, являющую собой особую форму психической и психологической зависимости, западные исследователи назвали гаджетоманией или гаджет - аддикцией. Гаджетомания - навязчивая потребность к приобретению электронных устройств, в которых нет необходимости. Гаджетоманы - наркоманы прогресса. Они убивают своё время, нервы и семейное благополучие, тратят большое количество денег и в итоге расплачиваются собственным здоровьем. На сегодняшний день тема компьютерной зависимости младших школьников является одной из самых актуальных. Дети с младшего возраста имеют доступ к электронной технике: смотрят мультфильмы, играют в компьюерные игры. Современное обучение требует выполнение домашнего задания при помощи компьютера, учащимся приходится искать нужный материал в Интернете, выполнять задания в электронном виде (рефераты, презентации и т. д.). Термин компьютерной зависимости появился относительно недавно, примерно в девяностых годах прошлого столетия. Под этим термином Л. Н. Юрьева и Т. Ю. Больбот, понимают такое «нехимическое» расстройство личности, при котором обычные привычки и интересы перестают занимать основную часть свободного времени, отходя на второй план [1]. Таким образом, компьютерная зависимость — это пристрастие к занятиям, связанным с  использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, независимо от пола [3]. В России тема компьютерной зависимости раскрыта в работах таких авторов как: В. Абраменкова, А. Е. Войскунский, В. А. Бурова, А. Ю. Егоров, С. В. Лободина, А. Н. Ивлева, К. Янг и др. Разделяют два вида компьютерной зависимости: от компьютерных игр и интернет-зависимость. Признаком аддикции (зависимости) является не само по себе количество времени, проводимое за компьютером, а сосредоточение всех интересов ребенка вокруг компьютера, отказ от других видов деятельности. Младшие школьники свой путь к зависимости обычно начинают с пристрастия к незатейливым играм — кибераддикции, где ребёнок отождествляет себя с персонажем, который строит города и побеждает врагов. В старшем возрасте проявляется сетевая зависимость — «сетеголизм». Данная зависимость является более серьезной, так как в этой ситуации ребёнок не мыслит своей жизни без компьютера [1]. А. Е. Войскунский перечисляет следующие характеристики зависимого поведения от сети Интернет [4]: – отсутствие желание проводить досуг за пределами виртуальной реальности; пренебрежение домашними и рабочими делами; – неспособность контролировать времяпрепровождение за компьютером; – нежелание слушать негативные отзывы о бесконтрольном времени препровождения в сети от близких и друзей и др. Главная причина для возникновения компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте кроется в отношениях в семье, а конкретно в отсутствии эмоциональной поддержки, которая в последствии непосредственно влияет на социализацию ребенка. Виртуальная реальность даёт возможность получить недостающую любовь и эмоциональное тепло. Также возможно возникновение компьютерной зависимости у ребенка при наличии  инвалидности, что приводит к более узкому кругу общения, а возможность выйти в сеть позволяет его расширить. Профилактика компьютерной зависимости среди младших школьников должна быть организована с учётом системности и непрерывности профилактической деятельности, и должна быть направлена на развитие эмоционально-личностной сферы, развитие навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции поведения, обучение учащихся эффективным моделям деятельности с компьютером. Достаточно большое значение для профилактики зависимости имеет информационно-просветительская деятельность с педагогами и родителями, которая освещает вопросы негативного влияния Интернета и компьютерных игр на детей, а также необходимых мер по предотвращению формирования компьютерной зависимости. Для родителей важно сохранять баланс между требовательностью в отношении регламентации времени общения с компьютером и включенностью в жизнь ребенка. Профилактика компьютерной зависимости младших школьников зависит, в первую очередь, от родителей и педагогов, окружающих ребенка. Родители делают жизнь ребёнка более яркой, эмоциональной, наполненной общением и впечатлениями, поэтому важно не допустить, что бы виртуальный мир стал для ребенка важнее, чем реальный. Исследования показывают, что профилактика компьютерной зависимости должна начинаться в раннем младшем возрасте. В заключение, следует отметить, что хотя основной группой риска для развития компьютерной зависимости (как игровой, так и непосредственно сетевой) являются подростки, тем не менее, требует внимания профилактика риска возникновения компьютерной зависимости среди младших школьников.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Быкова А.С. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГАДЖЕТИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСТРАИВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки №1 (34) том 4. С. 23 - 27. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4040 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4040



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.