'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (34) том 4
  4. Научная статья № 6

Просмотры  91 просмотров

Третьякова Е.А.

  


МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье раскрываются организационные аспекты методической работы социального педагога с педагогическим коллективом школы на основе системного подхода в целях повышения качества взаимодействия педагогов с обучающимися и создания в общеобразовательной организации обстановки социально-психологического комфорта. Определяются задачи, содержание, структура и методы работы социального педагога с педагогами школы. Проводится разграничение методической деятельности социального педагога и педагога-психолога с учителями школы   

Ключевые слова:
социальный педагог, деятельность социального педагога, методическая работа, взаимодействие, социальные системы, школа   


Изменение роли современного педагога с транслятора информации на модель педагога-фасилитатора (термин предложен К. Роджерсом), то есть педагога, обеспечивающего эффективное взаимодействие, в рамках которого решаются учебно-воспитательные задачи, обусловило пристальное внимание к проблеме качества взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Однако нетипичные проявления в поведении обучающихся общеобразовательных школ, такие как детская жестокость, публичность в совершении антисоциальных поступков, безнравственность и нигилизм, требуют от педагогов особой готовности к работе с указанным контингентом детей. Причем указанная компетенция становится актуальной не только для школьного психолога и социального педагога, но и для учителей-предметников, классных руководителей, педагогов-организаторов досуговой деятельности школьников. Освоить и правильно использовать передовые технологии эффективного взаимодействия с обучающимися в силу их сложности и коммуникативной направленности невозможно без серьезной методической поддержки. Социальный педагог как «комплексный специалист по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающихся» [1, с. 403] призван помочь педагогам в освоении инновационных способов взаимодействия с обучающимися по предупреждению негативных поведенческих девиаций, поскольку в круг ключевых полномочий указанного специалиста входит:  исследование особенностей личности обучающихся, условий их жизни и образовательной микросреды;  выявление потребностей, интересов, трудностей и проблем развития детей;  взаимодействие с родителями школьников;  посредничество между участниками образовательного процесса в интересах обучающихся;  создание обстановки социально-психологического комфорта внутри школы [1, с. 403]. Поэтому обеспечение комфортного взаимодействия педагогов с учащимися является объектом внимания социального педагога. Однако, по оценкам С.Д. Матюшковой и О.А. Журавлевой, в современных образовательных организациях методическая деятельность социальных педагогов осуществляется бессистемно, представляет собой набор разовых мероприятий и поэтому недостаточно эффективна [3, с. 57]. Необходимость совершенствовать и расширять систему методической работы социального педагога общеобразовательной организации в целях повышения качества взаимодействия  педагогов с обучающимися определяет актуальность проблемы исследования, которому посвящена настоящая статья. Организация методической работы социального педагога с коллективом учителей на основе системного подхода требует рассматривать школу как социальную организацию, понимаемую как «система социальных отношений, ориентированная на решение конкретных задач, обладающая собственными ресурсами, внутренней структурой, в рамках которой люди заняты определенным видом деятельности» [4, с. 39]. Современная школа обнаруживает все черты таковой: единство цели и содержания деятельности; общность языка, традиций, происхождения и территории; наличие иерархичной структуры с устойчивыми взаимосвязями между всеми элементами; существование определенных правил и процедур; целостность, относительная самостоятельность и автономность, управляемость. Уникальность же школы как социальной организации реализуется в таких ее свойствах как:  неаддитивность, когда сумма результатов деятельности отдельных элементов системы не равна результату деятельности всей организации. Очевидно, что усилия отдельных педагогов отнюдь не определяют успех деятельности общеобразовательной организации в целом;  эмерджентность, определяющая несовпадение целей составляющих элементов и самой организации. Известно, что личные цели педагогов и обучающихся не только не совпадают, но зачастую противоречат друг другу;  синергичность – вероятность достижения положительного эффекта только при условии однонаправленности действий всех элементов системы. Согласованность и сосредоточение усилий педагогов и обучающихся в едином направлении позволяет достичь оптимального образовательного результата;  мультипликативность – многократно усиливающийся эффект как положительных воздействий, так и отрицательных явлений в социальной системе [4, с. 40]. Исходя из представленных характеристик, общеобразовательная школа представляет собой «особую реальность, отличающуюся способностью к самосовершенствованию, преобразованию своих элементов, созданию условий для изменения окружающей действительности» [4, с. 40]. В контексте организационно-методической деятельности социального педагога важнейшим свойством школы как социальной системы является управляемость, определяющая возможность управлять взаимодействием участников образовательного процесса интересах успешного решения проблем каждого конкретного ребенка. Поэтому Ю.В. Савин настаивает на необходимости включения управления социальными системами в область знания и навыков социального педагога [4, с. 42], которыми последний должен стремиться овладеть в целях улучшения отношений педагогов и обучающихся, обеспечения их комфортного сотрудничества и успешного функционирования самой школы. Задачами методической деятельности социального педагога в указанном направлении являются: 1) проведение исследований профессионально-личностных характеристик учителей школы, влияющих на качество взаимодействия педагогов с обучающимися; 2) оказание педагогам школы консультативных услуг по проблемам воспитания, работы с различными категориями обучающихся, а также относительно профессионального и личностного развития; 3) обучение педагогического коллектива инновационным методам, способам, приемам и формам организации воспитательной работы, помощь в развитии важных профессиональных и личностных качеств; 4) обобщение и распространение опыта эффективного взаимодействия педагогов с обучающимися, формирование библиотеки рекомендуемой литературы по вопросам воспитания, работы с разными категориями детей, профессиональному и личностному саморазвитию; 5) стимулирование самообразования и саморазвития педагогов школы, их педагогического творчества в воспитательном процессе, стремления активно решать профессиональные затруднения и личные проблемы [3, с. 57]. Следовательно, что содержание методической работы социального педагога в школе не исчерпывается традиционными консультациями, составлением социальных паспортов класса и школы, индивидуальных паспортов учащихся, относимых к особым категориям, определением индивидуального маршрута их обучения, а также посещением семей, в которых живут обучающиеся. Важным содержательным компонентом работы с педагогическим коллективом в настоящее время становится воспитание профессиональных и личностных качеств у педагогов, в частности – в рассматриваемом направлении особую важность приобретают:  коммуникативные умения и навыки, к примеру, установить доверительные отношения с ребенком, «активное заинтересованное слушание» с безоценочной реакцией, «Я-сообщение» как способность в конфликтной ситуации говорить только о своих чувствах (обеспокоенности, тревоге), не переходя на личность обучающегося, и т. п.;  эмоциональный интеллект как способность понимать и управлять собственным эмоциональным состоянием и эмоциональным состоянием других;  гуманистические убеждения, нравственные ценности и идеалы, которые образуют развитую аксиосферу педагога и должны усваиваться обучающимися в непосредственных взаимоотношениях с ним.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Третьякова Е.А. МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №1 (34) том 4. С. 28 - 35. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4041 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4041



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.