'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (34) том 4
  4. Научная статья № 23

Просмотры  167 просмотров

Чашников М.А.

  


ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II *

  


Аннотация:
в статье рассматривается земская и городская реформа Александра II. Особое внимание уделяется функциям земств, которые по той реформе им предоставлялись. Детализируется изменения в системе управления городов, а также порядок избрания и назначения на соответствующие должности   

Ключевые слова:
Земская реформа, Городская реформа, Александр Великий, Российская империя, Система государственного управления   


После отмены крепостного права понадобилось осуществление целого ряда других переустройств. Одной из основных реформ Александра II стало формирование органов местного самоуправления - земств. К началу 60-х гг. былое управление на местах продемонстрировало свою абсолютную несостоятельность. Работа руководивших губерниями и уездами госслужащих, назначенных в столице, и отстраненность жителей от принятия различных решений довели хозяйственную жизнедеятельность, здравоохранение, образование до крайнего расстройства. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных задач все пласты населения. В то же время, учреждая земства, правительство не могло не считаться с настроениями дворянства, существенная доля коего была недовольна отменой крепостного права. По этой причине одной из причин проведения реформы местного самоуправления было стремление компенсировать для дворян - хотя бы частично потерю прежней власти. 1 января 1864 г. императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало формирование в уездах и губерниях новых выборных органов местного управления земств (в волостях земства не формировались). Правом голоса пользовались исключительно мужчины. Избиратели распределялись на 3 курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских крестьянских обществ. Быть избирателями по землевладельческой курии имели возможность собственники не менее 200 десятин либо иного недвижимого имущества на сумму никак не меньше 15 тыс. руб., а также собственники промышленных и торговых предприятий, приносящих прибыль не меньше 6 тыс. руб. в год. Мелкие землевладельцы, объединяясь, выдвигали только собственных уполномоченных. Избирателями городской курии были купцы, собственники предприятий либо торговых заведений с годовым оборотом не меньше 6 тыс. руб., а также собственники недвижимой собственности на сумму от 600 руб. (в небольших населенных пунктах) до 3,6 тыс. руб. (в больших). Выборы по крестьянской курии были многостепенными: вначале сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы. На волостных сходах выбирали вначале выборщиков, которые далее выставляли представителей в уездные органы самоуправления. На уездных земских собраниях избирались представители от крестьян в губернские органы самоуправления. Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные - земские собрания - состояли из представителей всех без исключения сословий в лице избранных гласных (депутатов). Гласные как в уезде, так и в губерниях избирались на 3 года. Земские собрания выбирали исполнительные органы - земские управы, которые также функционировали 3 года. Председателем земского собрания был предводитель дворянства. Земства были лишены каких-либо политических функций, область задач, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: содержанием путей сообщения; постройкой и содержанием школ и больниц; наймом медицинских работников и фельдшеров; устройством курсов для обучения жителей и устройством санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о формировании местной торговли и промышленности, обеспечением народного продовольствия (устройством хлебных складов, семенных депо); заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные потребности и т. п. Материальной базой работы земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения. Земская реформа имела недочеты. Прежде всего всего, был непоследовательно выдержан принцип всесословности. Выборы по сути строились по сословному показателю. При этом разделение по куриям предоставляло существенные преимущества дворянам. Область вопросов, разрешаемых земствами, был узок. А кроме того земская реформа не основала стройной и концентрированной системы. Она не основала ни высшего органа, возглавлявшего и координировавшего работу всех земств, ни низшего звена - волостного земства. Тем не менее, формирование земских органов было успехом приверженцев конституционного правления. Вокруг земств объединилась более активная, демократично настроенная интеллигенция. За годы своего существования земства подняли степень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть и увеличили агрономическую поддержку крестьянам в таком масштабе, на который государственная власть  была не способна. Невзирая на то, что в земствах доминировали представители дворянства, их деятельность была ориентирована на усовершенствование положения широких народных масс. Земская реформа проявила значительное воздействие на формирование новой концепции городского управления. В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Она сменила прошлые сословные городские думы всесословными выборными городскими учреждениями - городскими думами и городскими управами. Правом выбора в городскую думу пользовались мужчины, достигшие 25 лет и выплачивавшие городские налоги. Все избиратели в соответствии с размером уплачиваемых в пользу города сборов распределялись на 3 курии. Первую курию составляла небольшая категория наиболее крупных собственников домов, индустриальных и торговых предприятий, которые выплачивали в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более малые налогоплательщики, вносившие ещё 1/3 городских сборов. 3-я курия состояла из всех прочих налогоплательщиков. При этом каждая курия выбирала равное количество гласных в городскую думу, что обеспечивало преимущество в ней крупных собственников. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Выбранный городской думой «городской голова» утверждался губернатором либо министром внутренних дел. Эти же чиновники могла наложить запрет на любое решение думы. Для контроля за работой городского самоуправления в каждой губернии формировался особый орган - губернское по городским делам присутствие.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Чашников М.А. ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II // Вестник науки №1 (34) том 4. С. 132 - 138. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4058 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4058



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.