'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (34) том 4
  4. Научная статья № 24

Просмотры  359 просмотров

Чашников М.А.

  


ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается система предварительного расследования, существовавшая в царский период. Анализируются основные видоизменения, которые произошли на досудебных стадиях уголовного процесса с XVIII по начало XX века   

Ключевые слова:
Уголовный процесс, Предварительное расследование, Царская Россия, Российская Империя, Уголовное право   


Говоря об истории, можно выделить несколько основных этапов: досоветский, советский и постсоветский, в которые происходило формирование предварительного расследования как вида деятельности, осуществляемого специально на то уполномоченными должностными лицами, до того состояния, в котором мы видим его сейчас. До 15 века как таковых уполномоченных лиц вести предварительное расследование не существовало. Подобием таких органов в 15-16 веке можно назвать «особых обыщиков», которых присылали из Москвы в случаях увеличения разбоев и иных преступлений. Но толку от них было мало. Поэтому Иван Грозный создал постоянный полицейский орган из числа дворян, называвшийся сыскным приказом и просуществовавший до 1701 года. Вообще, предварительное расследование, как таковое, никем в это время не выделялось. Зарождение предварительного расследования как стадии уголовного судопроизводства происходит при Петре I. В 1713 году были образованы «Майорские» следственные канцелярии. Существовал реестр подлежащих расследованию дел, подписанный Петром I, вместе с его Наказом следственным канцеляриям, 09 декабря 1717 года. Наказ включал в себя подобные правила: "Расследовать накрепко, правдою, без всяких приказных крючков", и регулировал ряд процедур досудебного производства по уголовному делу. То, что в наказе именовалось термином «приговор», сейчас именуется как «обвинительное заключение». В этом документе впервые было отделено предварительное расследование от судебного: "Самому... никаких дел не кончать (не выносить приговоры) и эксекуцей (исполнения приговоров) не чинить". Регулировался порядок проведения пыток в отношении различных лиц, можно провести параллель с тем, как сейчас регулируется порядок проведения допроса. В 18 веке появляется новый орган – полиция, так называемые полицмейстеры, осуществляющие предварительное следствие в одной единственной форме. В 1837 году начинается разработка законопроекта «О следствии», по которому эта функция должна была быть изъята у полиции, а следователь должен относиться к судебной власти. Важным документом на досоветском этапе в истории развития российского уголовного процесса явилась судебная реформа 1864 года. Данная реформа стала следствием перехода российского государства к обществу индустриального типа и изменения отношения к правам личности, в результате чего инквизиционный тип уголовного процесса уступил место смешанному. В Российской империи «предварительное следствие» или «предварительное исследование» являлось составляющей предварительного производства. Устав уголовного судопроизводства 1864 года – это один из четырёх утверждённых уставов. Он представляет собой первую российскую кодификацию уголовно-процессуального права, действовавшую 53 года. Предшественником данного Устава является кодекс об Основных положениях  уголовного судопроизводства, принятый в 1862 году, на основе которого и создавали Устав 1864 года. Именно в Основных положениях был закреплён важный принцип: сочетание розыскного предварительного следствия и состязательного судебного разбирательства, – названный смешанной моделью. Также закреплялся отказ от теории формальных доказательств и был осуществлён переход к свободной оценке доказательств по внутреннему убеждению. Розыскная (инквизиционная) форма уголовного процесса означала, что система доказательств, которая должна была воплощаться на предварительном следствии, как бы формально отражалась в законе, но решающее значение имело «выбитое» признание вины, мужчинам оказывалось большее доверие, чем противоположному полу, показания одного богатого приравнивались к показаниям трёх бедных. А в состязательной форме, как и в смешанной, существует так называемая свободная оценка доказательств, появляется презумпция невиновности. Говоря об Уставе, необходимо отметить, что до его принятия предварительное расследование осуществляла полиция, а после данная компетенция перешла суду, а именно – к судебному следователю. Это значит, что была принята попытка разграничить две формы: следствие и дознание. Передача предварительного следствия суду было первым шагом, но дознание всё ещё оставалось у полиции. Вообще, первоначально составители устава хотели сделать так, чтобы решение о начале предварительного следствия мог начать только прокурор, как это было в Европе, но из-за огромной территории России они оставили это полномочие судебным следователям, а также полиции как органу дознания. По той же причине кроме полиции, дознание могли осуществлять также жандармы и администрация. Статья 252 Устава говорит: «когда ни судебного следователя, ни прокурора или его товарища нет на месте, то полиция, сообщая им о происшествии, заключающем в себе признаки преступного деяния, вместе с тем производит надлежащее о нем дознание». 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Чашников М.А. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ // Вестник науки №1 (34) том 4. С. 139 - 144. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4059 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4059



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.