'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (34) том 4
  4. Научная статья № 25

Просмотры  131 просмотров

Чашников М.А.

  


КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 Г. ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КРЕСТЬЯНСТВА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается одна из самых грандиозных реформ Александра Великого, которая стала одним из двигателей развития капитализма в Российской Империи XIX века. Анализируется процедура проведения реформы, и основные положения её реализации   

Ключевые слова:
Отмена крепостного права, 1861 год, Александр Великий, Свобода крестьян, Крестьянская реформа   


Подготовка реформы поначалу проводилась тайно. Далее к ней были привлечены широкие круги дворянства: в 1858 г. во всех губерниях (помимо Архангельской, где не существовало крепостных крестьян) были сформированы выборные дворянские комитеты с целью формирования проектов реформы. Основное руководство подготовкой реформы сконцентрировалось в основанном в 1858 г. Главном комитете по крестьянскому делу. Для сведения воедино материалов губернских комитетов при Главном комитете были сформированы редакционные комиссии. Ни торгово-индустриальный класс, ни простой народ к реформе никак не были предрасположены. Готовившие реформу дворяне стремились главным образом к тому, чтобы защитить свой круг интересов. Центральным вопросом реформы, по которому шла борьба внутри помещичьего класса, был вопрос о том, освобождать крестьян с землей либо без земли. По данному вопросу шли дискуссии между группами крепостников и либералов. К крепостникам принадлежала феодально-бюрократическая знать, а кроме того помещики, хозяйство которых в основном базировалось на отработанной ренте. Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и либералы стояли за отмену крепостного права при сохранении помещичьего землевладения и самодержавия, однако либералы при этом желали несколько уменьшить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без земли. Безусловно, оставить крестьян совсем без земли было нельзя. Однако помещики черноземных губерний, где земля высоко ценилась, стремились освободить крестьян с наименьшим наделом и за выкуп. Такое «освобождение» сохраняло в руках помещиков почти всю территорию и обеспечивало их хозяйство рабочими руками. Помещики нечерноземных губерний, где земля не представляла такой ценности, находили возможным освобождение крестьянина с землей, но за большой финансовый выкуп; в этом случае помещики получали капитал для ведения капиталистического хозяйства на оставшейся у них земле. В основу крестьянской реформы был возложен опыт Франции и Пруссии, в которых была сформирована дробная поземельная собственность, в следствии чего возник класс мелких собственников земли. Законодательные меры данных государств предусмотрели выкуп крестьянами территории в собственность. Манифестом с 19 февраля 1861 г. и Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, было оглашено, что крестьяне освобождаются от крепостной зависимости и наделяются землей за выкуп. Землю они приобретали не в собственность, а лишь в «постоянное пользование». За пользование землей крестьяне обязаны были отбывать в пользу помещиков натуральные повинности либо возместить их деньгами. В следствии реформы крепостные крестьяне становились «временно обязанными» и должны были по-прежнему трудиться безвозмездно на помещика. По истечении девяти пореформенных лет крестьянам дозволялся выкуп земли. Порядок выкупа определялся специальным Положением о выкупе. Оно различало право выкупа усадьбы и право выкупа полевого надела. Усадьбу возможно было купить при отсутствии недоимки на наделе крестьянина. Полевая территория выкупалась исключительно с согласия помещика. В то же время помещику было дано право заставить крестьян перейти на выкуп, в случае если ему это было рентабельно. Помещики были заинтересованы в получении всей выкупной суммы сразу, для того чтобы сформировать капитал для перехода к новым формам хозяйства. Царское правительство за счет казны выдавало помещикам ссуду в объеме 75-80% причитающейся им с крестьян выкупной суммы, а крестьяне обязаны были погасить данную ссуду в течение 49 лет, внося в казну каждый год так именуемые «выкупные платежи». Объем надела крестьян определялся «местными положениями». В них устанавливались для любой отдельной местности две нормы наделов - низшая и высшая. Только в степной полосе существовала одна так именуемая «указная норма». Помещик имел возможность обязать крестьян принять высшую норму наделов. Однако он не был должен давать крестьянам больше территории, нежели им причиталось по низшей норме. В плодородных регионах землевладельцы выделяли чаще наделы по низшей норме, а где были малоплодородные наделы, заставляли крестьян получать самую высшую норму наделов. В законодательстве об отмене крепостного права находился ряд иных правил, имевших собственной целью сохранить власть помещиков над крестьянами. Им было допустимо предъявлять требования, чтобы крестьяне переносили свои усадьбы в иное место, обмена крестьянских территорий на свои земли, если это вызывалось интересами помещичьего хозяйства.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Чашников М.А. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 Г. ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КРЕСТЬЯНСТВА // Вестник науки №1 (34) том 4. С. 145 - 150. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4060 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4060



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.