'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (34) том 4
  4. Научная статья № 27

Просмотры  170 просмотров

Чашников М.А.

  


РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯВ ЦАРСТВО ПАВЛА I. *

  


Аннотация:
статья посвящена рассмотрению трансформации системы управления, которая произошла при Павле I. Детально показано, что консервативные взгляды императора отразились и на его преобразованиях. Император не стал продолжать единую линию видения государственной системы, созданной Екатериной Великой, а строил свою исключительную вертикаль власти   

Ключевые слова:
Государственная власть, Государственный орган, Павел I, Реформирование системы государственного аппарата   


После прихода к власти Павла I произошёл поворот на консервативный курс правления и реорганизацию преобразований, произведенных Екатериной Великой. “Русский гамлет”, как часто его называли историки, изменил порядок наследования престола, по которому власть передавалась исключительно по мужской линии, тем самым лишив женщин права на управление государством. Павел усилил власть Сената, вернув ему законодательные полномочия, восстановил ряд упразднённых ранее коллегий, заложил основы будущего министерского управления и разрушил систему местного самоуправления. А.Б. Каменский, давая оценку внутренней политике Павла, высказал следующее мнение:” конец столетия ознаменовался полной остановкой процесса преобразований и попыткой осуществления контрреформ. Такой контрреформой император пытался не только затормозить идущие в стране социально-политические процессы и развитие общественной мысли, но и фактически вернуть страну к предшествующим стадиям её развития”. В декабре 1796 года была проведена реформа Сената. Расширение круга его полномочий и усложнение структуры привели к увеличению состава. По мнению Павла, Сенат должен стать исключительно судебным органом, однако этого так и не произошло. Через Сенат проходили дела, связанные с открытием учреждений государственной службы, отпуском бюджетных средств. Но сфера его влияния постепенно сужалась:” мало помалу многие отрасли управления сами собой отторглись от Сената. Все дела военные и адмиралтейские приняли совсем другое направление. Вслед за ними и гражданское управление проложило себе путь через статс-секретарей, через министра коммерции ,а наипаче через генералпрокурора”. В конце девятнадцатого столетия была опубликована записка, в которой содержались взгляды Павла I на государственную систему управления. “Согласно ей Сенату отводилась роль главного трибунала, то есть органа исключительно судебного”. При Павле I органы прокуратуры получили особое значение, а генералпрокурор можно сказать стал ближайшим помощником императора. На генералгубернатора была возложена исполнительная власть. Его полномочия касались административных, финансовых, судебных дел. Зачастую генерал-прокурор совмещал свои непосредственные обязанности с исполнением должности, что усиливало его влияние. В конце 1796 года систему центральных учреждений пополнили три коллегии, отвечавшие за хозяйственно-экономическую составляющую страны: Берг, Коммерц и Мануфактур коллегии. Однако стоит отметить тот факт, что коллегии уже не были прежними и восстановить их на началах Петра Великого было невозможно. По своему статусу президенты коллегий напоминали министров. В 1797 году появляется Департамент уделов, а в 1798 г. – Департамент водяных коммуникаций. Данные преобразования говорят нам о тогдашней централизации управления, упорядочении и улучшении организации столичных управлений. Не оставил без внимания Павел местное управление, что выразилось в сокращении числа губерний и уездов, а также пересмотра территориальных границ, установленных реформой 1775 года. Число губерний было сокращено с 50 до 41, а уездов с 572 до 429. Должность представителя верховной власти в губерниях упразднялась, теперь же все средства управления концентрировались в лице губернатора, который подчинялся Сенату. Так разрушилась система наместничества. Реорганизовано было и городское самоуправление: управы и думы ликвидированы, а сословное управление стало слито с полицией. Данные изменения считались новой губернской реформой, а их главная причина - необходимость сокращение финансовых расходов на административное управление была достигнута. Радикальным преобразованиям подверглась судебная система. Палаты уголовного и гражданского суда стали преобразованы в департаменты одной палаты суда. Свое существование в уездах прекратили нижние расправы. Судебная система в целом утратила сословный и выборный принцип своей работы. В 1798-1799 гг. в столицах магистраты и городские думы стали существовать вместо ратгаузов; “указами 1800-1801 г. эти учреждения учреждались во всех губернских городах”. Ратгаузы ранее были задействованы в системе управления, поэтому они формировались на совершенно новых началах. Они состояли как из выборных, так и из назначаемых членов. В их ведении зачастую находились сословно – судебные дела. Ратгаузы состояли в составе губернского правительства. Отмечу ещё одну характерную черту для преобразований конца XVIII века: восстановление в окраинских губерниях привилегий и национальных особенностей в организации судебной системы. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Чашников М.А. РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯВ ЦАРСТВО ПАВЛА I. // Вестник науки №1 (34) том 4. С. 156 - 161. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4062 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4062



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.