'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (34) том 4
  4. Научная статья № 28

Просмотры  247 просмотров

Чашников М.А.

  


РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ *

  


Аннотация:
статья посвящена рассмотрению системы государственного управления, сложившейся в период правления Екатерины II. Детально рассмотрена деятельность Сената, созыв Уложенной комиссии и процесс секуляризации церковных земель   

Ключевые слова:
Государственная власть, Государственный орган, Екатерина Великая, Российская империя, Система государственного управления   


Во второй половине ХVIII века система управления строилась попрежнему на фундаменте основных устоев, заложенных Петром Великим: самодержавии, крепостничестве, сословности. “Правление Екатерины II- время “просвещенного абсолютизма” – стало временем укрепления самодержавной власти за счет модернизации государственной структуры Российской империи”. Екатерина Великая начала свои преобразования с определения положения Сената в 1763 году, следствием чего Сенат лишился законодательных функций и стал высшим судебным учреждением. Он был разделённым на 6 департаментов: четыре из них находились в Петербурге, два в Москве. Государственные дела были сосредоточены в первом департаменте. Во втором департаменте были судебные дела. Третьий и четвертый департамент занимались самыми разнообразными вопросами. Департаменты Москвы соответствовали Петербургским: Пятый - первому, а шестой –второму. К Сенату перешли текущие функции ряда упраздненных коллегий и контор. “Сенат стал органом контроля над деятельностью государственного аппарата, но лишился своей главной функции- законодательной инициативы, это право перешло непосредственно к императрице”. Сенатская реформа Екатерины II формально восстановила его как высшее государственное учреждение Российской империи, тем самым дав ему органично вписаться в политическую систему просвещенного абсолютизма. Возросла в сфере управления роль новой Личной Канцелярии, созданной в 1763 г. для отправления "собственных ее императорского величества дел". Не оставила без внимания Екатерина II и церковь, проведя секуляризацию церковных земель в 1764 году. Основной причиной секуляризации стало чрезмерное распространение свободных от налога церковных земель, снижавших доходы казны. “Екатерина заявила, что церковные земли принадлежат государству, духовенство должно же заниматься вопросами христианской веры, а не управлять земными богатствами”. В ходе реформы была упразднена часть монастырей, церковь лишилась экономического могущества, все имения Святейшего Синода переходили в ведение Коллегии экономии. Крестьяне, проживающие в данных имениях, передавались в ведение Коллегии экономии и именовались экономическими крестьянами и платили по 1, 5 рубля подушного оклада. Государству перешло более 8 млн десятин земли, число монастырей сократилось более чем в два раза. Важным преобразованием в начальный период царствования был созыв Уложенной комиссии. Созванная по манифесту 4 декабря 1766 года, она предусматривала сословное представительство депутатов для обсуждения свода законов. В состав комиссии помимо выборных от сословий и различных групп населения входили высшие чиновники. Ведущую роль в ней заняло дворянство, духовенство же осталось без представительства. Для организации деятельности комиссии Екатерина подготовила наказ, в котором изложила свои доводы о роли законов в государстве, о сословиях и о роли монарха. Большую часть текста русская императрица заимствовала из сочинений Монтескье и Бекариа, а также Дидро, поэтому нельзя сказать, что данная работа считается её личным трудом.” О недостатках в судебном устройстве и организации местного управления депутаты знали не понаслышке, поэтому большинство наказов с мест содержали критику действовавших учреждений, предлагали пути их реформирования”. Суть основных преобразований заключалась в следующем:1) ввести выборный элемент в состав административных учреждений на уровне города и уезда 2)увеличить количество учреждений для более лучшей связи власти с населением 3)”возложить на местную администрацию заботу об охране местных интересов и благосостоянии народа”. Итак, основная работа заключалась вот в чём: каждый депутат должен был привезти наказ от населения своей губернии, где народ излагал свои нужды. Люди реально верили, что данный орган способен улучшить их положение. Однако за год существование комиссии в ней не было принято ни одного серьёзного решения. Меньше всего было сделано в отношении организации управления. Комиссия многие свои заседания посвятила обсуждению судоустройства и судопроизводства, которые особенно интересовали её членов и немного успела сделать в отношении будущей организации управления. С июня 1768 комиссия начинает собираться реже - до 4 раз в неделю, а потом до 2. В итоге из-за начавшейся войны данный орган перестал существовать. Однако задача узнать нужды населения в значительной части была выполнена. “Масштаб и результаты деятельности отнюдь не были ничтожными, как это часто утверждается”. Историки сходятся во мнении, что она просто была забыта и не нужна стране, тем самым оставив темный след на правлении императрицы. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Чашников М.А. РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ // Вестник науки №1 (34) том 4. С. 162 - 166. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4063 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4063



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.