'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (34) том 4
  4. Научная статья № 29

Просмотры  199 просмотров

Чашников М.А.

  


РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ *

  


Аннотация:
статья посвящена рассмотрению процесса реформирования системы государственного и местного управления в период становления Российской Империи. Детально показано какие органы были и какие перестали существовать в эпоху Петра Великого/а также в чем видоизменилась их функция и статус в процессе становления абсолютной монархии   

Ключевые слова:
Государственная власть, Государственный орган, Петр Великий, Российская империя, Система управления   


Проведение реформ государственного управления осуществлялось главным образом в два этапа. Первый из них, как правило, выделяют с 1699 по 1711. Характерной чертой является поспешность, отсутствие четко выверенного плана создания функционирующего между собой аппарата управления. Второй этап относится к более спокойному времени, когда Россия доминировала в Северной войне. Проведению преобразований на данном этапе предшествовала длительная и интенсивная подготовка, когда тщательно изучалось государственное устройство европейских стран, привлекались к работе профессиональные правоведы, вырабатывалась определенная системность. Петр провёл реорганизацию всех звеньев старого государственного аппарата управления, ибо унаследованный им еще со времен Ивана IV приказной аппарат плохо вписывался в существующие реалии. Реформы также явились следствием развития бюрократической тенденции. Итак, с чего же всё начиналось… Необходимость получить выход к Балтийскому морю вынудила Петра Великого развязать войну против Швеции. Поражение под Нарвой показало, что русское войско слабо, малообучено и не имеет должной подготовки, следствием чего произошли радикальные изменения в армии: в 1705 году вводится рекрутская повинность, по которой происходил набор в армию из податных сословий, произошло преобразование дворянских и стрелецких войск, а также полков нового строя в целостную основу будущей регулярной армии. Был создан военно-морской флот, была введена строгая дисциплина в армии, создавались специальные военные школы и академии. Можно сделать вывод, что Пётр начал свои государственные реформы с военной сферы. Отметим, что происходило постепенное снижение роли боярской думы. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, в помещении которой позже стал собираться Совет Министров. “В отсутствие монарха на Консилию министров возлагалась обязанность управления государством. Ближняя канцелярия осуществляла контроль за выполнением решений Консилии. Подобный порядок просуществовал до учреждения Сената, который взял на себя её функции”. Итак, указом от 1711 года был учрежден Сенат, который постепенно стал превращаться из временного в постоянно действующее правительственное учреждение. В его ведение был контроль за правосудием, торговлей; сбор налогов и наблюдение за дворянской службой. Решение принимались коллегиально, если же один из девяти сенаторов выступал против, то решение автоматически являлось не действительным. Сенат “решал административные вопросы и по региональным, и по функциональным направлениям. Все сенаторы назначались государём”. Пётр Великий отзывался о Сенате следующим образом : «Смотреть во всём государстве расходов, и не нужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.» Сенат издавал указы, имевшие силу закона. “Непосредственная связь Сената с губерниями осуществлялась через губернских  комиссаров, состоявших при губернском столе сенатской Канцелярии”. С 1722 года никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генералпрокурора. В итоге Пётр I передал часть своих полномочий Сенату, однако внёс личную ответственность его членов за проводимые реформы. С укрупнением государственного аппарата появилась необходимость в контроле за ним, пресечением коррупциогенных факторов. В связи с этим в 1711 году учреждается должность фискалов, которые должны были следить за высшим и нижним чиновничьим аппаратом, за их качественным и объективным исполнением своих обязанностей. Во главе фискалов стоял обер-фискал, подчинявшийся непосредственно императору. Фискалы должны были выявлять действия, которые наносят ущерб государству. За ложные доносы они не наказывались, однако за доказанные получали половину от конфискованного имущества, так как постоянного жалованья не получали. Можно сказать, что работали они сами на себя. В начале XVIII в. органами центрального управления были приказы, которые бюрократизировались. В 1718-1720 гг. была проведена реформа, которая упразднила большинство приказов и ввела коллегиальную систему управления. Приказы были реорганизованы, так как тормозили осуществление главных задач государства в условиях начавшегося перехода от феодализма к капитализму. Коллегии были созданы по образцу тех, которые существовали в Швеции, Дании и Германии. Коллегиальный способ решения дел был более прогрессивным, нежели приказной, в них более четко было организовано дело, вопросы решались гораздо быстрее, не было волокиты, функции и сферы деятельности каждой коллегии строго разграничивались. В некоторых коллегиях сложилась система местных функциональных органов управления. Например, Юстиц-коллегии подчинялись надворные суды.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Чашников М.А. РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ // Вестник науки №1 (34) том 4. С. 167 - 173. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4064 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4064



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.