'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (34) том 4
  4. Научная статья № 30

Просмотры  124 просмотров

Чашников М.А.

  


СИСТЕМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОД «ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА» В РОССИИ *

  


Аннотация:
статья посвящена системе местного управления, которое сложилось в период правления Екатерины Второй. За основу взята губернская реформа 1775 года. Анализируется функция и компетенция системы местного управления, рассматриваются причины - по которым была проведена данная реформа   

Ключевые слова:
Екатерина Великая, Просвещенный абсолютизм, Губернская реформа 1775 года, Система местного управления   


Восстание Пугачёва показало слабость местного государственного аппарата. Подавив его при помощи армии, Екатерина всерьёз взялась за руководство губернской реформой. Реформа 1775 года включала в себя: 1)реорганизацию административно-территориального деления 2)создание новых органов для управления губерний и уездом 3)судебную реформу В основу формирования губерний и уездов теперь был положен фискальный принцип. В губернии должно было проживать от 300000 до 400000 душ, а в уезде -20000 – 30000. Предполагалось создать около 50 губерний и 300 уездов. Во главе губернии стоял губернатор, его опорой был губернский прокурор и два советника. Ему были подчинены все воинские части, находившиеся на территории губернии. Две-три губернии, как правило, объединялись в наместничество во главе с наместником. Наместник, контролируя все сферы местного управления и сам неукоснительно соблюдая законы, должен был стать связующим звеном между губернией и верховной властью. Однако Сперанский считал, что эти лица не могут быть гарантом законности. Причиной тому был неясный характер их должности, в силу которого “действие его, яко личное и с точностью неопределенное, непрестанно колеблется между самовластием и послаблением…”. Императрица поставила перед органами местного управления следующую задачу: оказывать ряд культурно-просветительских услуг местному населению, а не только собирать налоги. Именно с этой целью был создан приказ Общественного призрения, обязанностью которого было установление в провинциях различных социальных и просветительских учреждений: школ, больниц, приютов, богаделен. Администрация уезда возглавлялась капитан-исправником. При нем функционировал административный орган – Нижний земский суд, исполнявший решения вышестоящих властей и приговоры судов, проводивший предварительное следствие по уголовным преступлениям. Финансовым учреждением в уезде было уездное казначейство. Уездные учреждения подчинялись губернским. Города выделялись в особые административные единицы. Полицейские функции в городах осуществлял городничий. Реформа 1775г. решила очень важный вопрос для абсолютистского государства - создала на местах очень гибкую и более лучшую организацию власти, перераспределив функции центральной и местной власти, увеличив влияние дворянства на местное самоуправление, предоставив права юридического лица уездному дворянскому собранию. Преобразования суда по реформе 1775 года означало то, что тот отделялся от администрации , но оставался сословным. В губернии и уезде каждое сословие имело свой суд: 1)для дворян - верхние земские и уездные суды 2)для горожан - губернский и городовой магистраты 3) для государственных крестьян – верхняя и нижняя земская расправа Обращу внимание, что в каждой губернии в качестве апелляционной и ревизионной инстанции создавались судебные палаты. Кроме того, учреждались совестные суды, решавшие дела между родственниками и некоторые специфические дела. В Петербурге и Москве действовали верхний и нижний надворный суд, которые решали дела между чиновничеством. В результате губернской реформы 1775 года значительная часть России покрылась сетью государственных учреждений. По сравнению с 1760-ми гг. их число выросло более чем в пять раз (с 700 до 3700), а численность наполнявших их служащих – более чем в шесть раз (с 6,5 до 40 тыс.). Понимая необходимость развития промыслов , Екатерина Великая издает в 1785 году “Грамоту на права и выгоды городам Российской империи”, которая по своей сущности стала первым правовым актом, утвердившим местное самоуправление в городах, предоставив им определенную самостоятельность. Данный документ оформил отличие города от сельского поселения. По грамоте было закреплено, что городское общество могло выбирать органы городского самоуправления в независимости от сословий. “Городское собрание избиралось из городских обывателей , обладающих большим доходом и достигших 25- летнего возраста.” Городское собрание не представало перед судом, однако защищалось своим председателем. Оно осуществляло следующие функции: предоставляло губернатору информацию о состоянии дел, реализовывало предложения губернатора, проверяло городовые обывательские книги, избирало Общую городскую думу. В её функции входило избрание из своего состава гласных в Шестигласную думу, которая являлась постоянным исполнительным органом городского самоуправления. В полномочиях Шестигласной думы было: содержание городских жителей, наблюдение за порядком, предотвращение ссор и разногласий между гражданами, сбор налогов, выполнение казенных повинностей. Горожане всех разрядов ,достигшие возраста 25 лет, могли раз в  три года выбирать из своей среды городского голову и гласных в Общую городскую думу. Городская дума собиралась раз в три года в случае необходимости. Она ведала хозяйством двора и обязана была давать отчёт губернатору о расходах и доходах. Жалованная грамота впервые установила городской бюджет доходов и расходов. Право города как единого целого защищались городовым магистратом, который отвечал за город перед высшими органами. Государство становилось неким арбитром в спорах между городскими жителями и органами местного самоуправления. Обратим внимание, что органы городского самоуправления не были в полной мере самостоятельны и играли роль административно-хозяйственного придатка к аппарату управления городом и губернией. Преобразования первых лет правления Екатерины II не только завершили оформление действовавшей системы управления, но и разнообразили её своей новизной. Главным нововведением стало установление своевременного жалованья служащим за проделанную ими работу. В 1760-ые годы была отменена срочность службы воевод и за губернаторами восстановилось право владения землей в губерниях и уездах. “Законодатели полностью отказывались от последних элементов приказной организации и подготовили почву для участия в местном управлении дворян – помещиков.” .Передача центральных функций губернским учреждениям и создание местных административных центров позволили правительству устранить многие недостатки системы управления.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Чашников М.А. СИСТЕМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОД «ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА» В РОССИИ // Вестник науки №1 (34) том 4. С. 174 - 179. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4065 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4065



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.