'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (34) том 4
  4. Научная статья № 31

Просмотры  108 просмотров

Чашников М.А.

  


СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В 1726 - 1730 Г.В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается система государственного управления, сложившаяся в первые годы после правления Петра I. Обращается внимание на ключевые государственные институты, подвергшиеся функциональному изменению   

Ключевые слова:
Государственная власть, Государственный орган, Верховный тайный совет, Российская империя, Система государственного управления   


Преобразования Петра I стали в буквальном смысле основой основ, на что опиралась Российская Империя в XVIII веке. Однако не все будущие самодержцы продолжали ход его мысли. Да и следующая эпоха, которую В. О. Ключевский охарактеризовал как “Эпоха дворцовых переворотов” не отличалась своей стабильностью: интриги, заговоры, постоянная смена правителей. Она просуществовала с 1725 по 1762. После смерти Петра на престол взошла Екатерина I. Буквально через год она учредила Верховный Тайный Совет (1726) для разъяснения дел в стране. Казалось бы, что он должен был стать совещательным органом и не более, однако утвердился в качестве “высшего государственного органа, а созданный Сенат утратил своё значение и перестал быть правительствующим. Верховному Тайному Совету были подчинены три коллегии: военная, адмиралтейская, иностранных дел”. В 1726 году был издан указ, который разрешал подписывать все законы или Верховному тайному совету или Императрице. В функции Верховного тайного совета входило назначение чиновников, финансовое управление, отчётность Ревизионной коллегии. Была реорганизована Тайная Канцелярия, следствием чего надзорные функции и право на тайное преследование и сыск переходили к Верховному тайному совету. Строго запрещалось не выполнять указы, исходящие от Верховного тайного совета. Не было оставлено без внимания и местное самоуправление. Указом Сената 1726 года вводилась система новых уездных и провинциальных Штатов, которая предусматривала его сокращение. На территории местного административного округа сосредотачивалось большое количество управленческих единиц, функции которых не были четко разделены. После смерти Екатерины на престол взошёл Петр II. За время его царствования не было произведено значительных государственных преобразований, разве что упрочил своё положение Верховный тайный совет и в 1729 году перестал существовать институт фискалов, наводивший страх на местную администрацию. Однако отметим, что широким изменениям подверглось местное управление, а именно в 1727 году воеводы были восстановлены во всех тех городах, где они находились до 1700.Должность воеводы предполагала наличие всех ветвей власти и функций управления в одном лице. Воеводы были восстановлены и в уездных городах, заполнив тем самым пустоту в местном управлении, однако от своих предшественников XVII века их отличало то, что они в большей степени зависели от центральных учреждений. Власть воеводы стала не только единоличной, но и повсеместной, получив при этом характер иерархически упорядоченной системы . В январе 1727 г. Верховный тайный совет начал формировать новый состав местных правителей. В феврале уже были определены кандидаты на должности губернаторов и вице- губернаторов. В 1727 году фактически была ликвидирована петровская дорогостоящая система местных учреждений. Теперь основной ячейкой на местах являлась губерния, во главе которой стоял губернатор. В городах и уездах власть принадлежала воеводам, которые назначались для исправления “судных и розыскных дел”. Был установлен строгий порядок подчинения: воевода уездный подчинялся воеводе провинциальному, а тот непосредственно губернатору. “Россия в это время делилась на 14 губерний, 47 провинций и более 250 уездов”. Губернаторы и воеводы осуществляли свои функции через канцелярии. В полномочия вышеуказанных лиц входили следующее: исполнение законов и распоряжений высшей власти, борьба с разбоем, ведение тюрьмами. Их власть по факту была неограниченной. Данная система управления не внесла серьезных новшеств, однако придала России качественное воеводское управление. Стоит отметить, что в указах 1727 г. затрагивались основные направления деятельности местных администраторов, которые нашли свое полное отражение в “Наказе губернаторам и воеводам и их товарищам, по которому они должны поступать”. Итак, преобразования 1726-1729 не изменили существенно центральное управление, однако произвели значительное изменение в местном. Дешевизна традиционного воеводского управления имела ряд значительных преимуществ перед административной системой Петра Великого. Со смертью Петра II Верховный тайный совет принял решение о будущей императрице - Анне Иоанновне. Почему она? Да потому что её кандидатура была самой бескомпромиссной, так как жила она в Курляндии, особой влиятельностью в России не пользовалась, не имела в своем расположении фаворитов и гвардий. Занять российский престол герцогиня могла лишь, подписав кондиции, которые существенно ограничивали государственную власть в пользу “верховников”. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Чашников М.А. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В 1726 - 1730 Г.В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ // Вестник науки №1 (34) том 4. С. 180 - 184. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4066 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4066



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.