'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (34) том 4
  4. Научная статья № 32

Просмотры  174 просмотров

Чашников М.А.

  


СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В 1730 - 1761 Г.В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается система государственного управления, установившаяся в период правления Анны Иоановны и Елизаветы Петровны. Рассмотрены основные ключевые преобразования, произошедшие в основной период дворцовых переворотов   

Ключевые слова:
Государственная власть, Государственный орган, Система дворцовых переворотов, Российская империя, Система государственного управления   


В 1731 году учреждается Кабинет Министров, который в 1735 году получил широкие полномочия и законодательные права. Отныне подпись трех членов Кабинета Министров приравнивалась подписи императрицы. Сенат продолжал действовать, но Кабинет Министров теснил его, а именно перестал ему быть органом надзора за государственным аппаратом. Из ведения Сената ушло руководство деятельностью многих коллегий. Сенат превратился в орган исполнения и как аппеляционная инстанция рассматривал судебные дела, решения губернаторов и воевод. Решить многие проблемы самоуправления Анна Иоанновна хотела при помощи Штатов, которые стали одним из приоритетов её внутренней политики. К 1731 году Штаты были полностью готовы, а в 1732 году перешли на рассмотрение императрицей, где и стали забыты. Стоит отметить, что увеличение в 1730-ых гг. численности местного самоуправления происходило, как правило, за счёт увеличения рассыльщиков. В их обязанности входило исполнение поручений от администрации и сбор подушной подати. Их численность зависела от подведомственной территории. Итак, при приемниках Петра Великого местное управление получило стройную структуру: во главе администрации стоял губернатор, ему подчинялись провинциальные воеводы, а им уездные воеводы, под началом которых находились пригородные воеводы. Однако сосредоточив в руках местных начальников все сферы управления (финансового, административного, судебного) и оставив их без казенного содержания, законодатель заложил фундамент для распространения беззакония и коррупции. В отличие от центрального местное управление при Анне Иоанновне осталось практически прежним, сохранив начала 1726-1727 годов. Новшеством стало введение двух летнего срока службы городских воевод и начала разработки штатов. После очередного дворцового переворота у власти стала находиться Елизавета Петровна, свергнув законного наследника Иоанна V. Елизавета установилась во главе государства тогда, когда “издержки петровского царствования стали забываться, а его реформы начали оценивать положительно”. Указом 1741 года Елизавета восстановила “петровское детище” – Сенат как высший государственный орган и ликвидировала стоявший над ним Кабинет Министров. Часть дел Кабинета Министров стал решать Сенат, а другая часть дел поступала в личное ведение императрицы. Указы отныне издавались только за личной подписью императрицы. Статус Сената как высшего органа законодательства, управления и надзора был восстановлен на период 1741-1756. На это время приходится пик его политического влияния. Так высоко он не поднимался даже при Петре I. Елизавета Петровна постоянно подчеркивала свою верность реформам отца: в 1742 году восстановила самостоятельные Берг и Мануфактур - коллегию, а в 1743 должность Главного магистрата. Были  назначены прокуроры во все коллегии, конторы и губернии, где они были раньше. С учреждением Конференции при высочайшем дворе (1756) Сенат вновь отодвигается на второй план, однако по-прежнему не один вопрос не утверждается без предварительного обсуждения в нём. В Конференции изначально были только внешние дела, но потом стали и внутренние. Она давала распоряжения таким центральным органам как Сенат, Синод и Коллегии. Однако главной её функцией было руководство внешней политикой во время Семилетней войны. В 1757—1758 годах начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления. Сенат, несмотря на свои протесты, оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции, исполнять её требования. В целом Конференция руководила дипломатическими отношениями, разрабатывала договоры, конвенции, осуществляла общее руководство вооруженными силами, контроль за деятельностью главнокомандующих. Но общенациональным органом ей так и не удалось стать и впоследствии она была упразднена при Петре III в связи с наметившимся выходом России из Семилетней войны. Её заменил Императорский совет, который по отношению к Сенату был вышестоящим органом, и как отмечал П.И. Баранов” нетерпимость соперничества и стремление ограничить насколько возможно власть Сената,… Сорокодневное его существование ознакомило Сенат довольно ясно…с той ролью, какая ему предназначалась” имел право подписи вместо государя, а за частью дел и вовсе принимать решения самостоятельно, но вследствие дворцового переворота 1762 года был упразднён. Елизавета нуждалась в консультациях высших чиновников, составлявших элиту управления в России. Поэтому она восстановила петровское “установление” – Чрезвычайные совещания высших сановников для решения наиболее сложных проблем. Такие совещания назывались “Конференциями”, а их участники- “конференц –министрами “. Конференции проводились, собирая письменные мнения министров. Мнения рассматривались и учреждались императрицей. Что касается церковной сферы, то Синод претерпел незначительные изменения. В 1744 при нём была образована Коллегия синодального экономического правления. В аппарате самого Синода наметилась тенденция к усилению личной власти обер-прокурора. При Елизавете Петровне существовала Тайная канцелярия, которая в 40- 60-ые гг. вела расследование слухов, порочивших личность императрицы. Полицейский образ тайно держал под своим контролем весь государственный аппарат, а малейшее отхождение от закона или злоупотребление властью жестоко каралось. Но стоит отметить, что при Елизавете не было утверждено ни одного смертного приговора. К весне 1744 года Сенат подготовил проект административной реформы, возвращавший местное управление ко временам Петра Великого. В губернских городах предполагалось ввести надворные суды под председательством генералгубернаторов, в провинциях- отдельных от воевод провинциальных судей, в городах – обер – ландрихтеров. Восстанавливалось и отдельное от администрации финансовое управление; предполагалось ввести службу воевод на бессрочной основе. Однако проект был отклонён и вернулся обратно в канцелярию Сената. Возвращение к Петровской системе не произошло и до 1754 года вопрос о местном управлении не поднимался. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Чашников М.А. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В 1730 - 1761 Г.В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ // Вестник науки №1 (34) том 4. С. 185 - 190. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4067 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4067



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.