'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (34) том 5
  4. Научная статья № 1

Просмотры  144 просмотров

Баландина Ю.В.

  


СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ КРЫМСКИХ ТАТАР *

  


Аннотация:
после вхождения Крыма в состав Российской Федерации в 2014 году возросла актуальность изучения этнополитической мобилизации крымских татар. Неотъемлемой составляющей этнополитической мобилизации и фактором ее эффективности является символическая политика. Особое значение в мобилизационных процессах имеет использование этнических символов, таких как флаг, герб, национальные герои и современные лидеры. В статье рассмотрены обладающие наибольшим мобилизационным потенциалом символы крымских татар, при помощи которых активисты крымско-татарского национального движения осуществляют нациестроительство на современном этапе. Отдельное внимание уделяется применению символов в информационных кампаниях, являющихся одним из действенных инструментов этнополитической мобилизации   

Ключевые слова:
этнополитическая мобилизация, этнические символы, крымские татары, символическая политика   


Проблематика этнополитической мобилизации рассматривается в рамках социологии, политологии, этнологии и других общественных наук. В XXI веке вопросы этнополитической мобилизации волнуют политическую и этническую элиты. В большой советской энциклопедии «мобилизация» определяется как приведение в действие, сосредоточение сил и средств для достижения определённой цели [9]. В социологии и политической науке смысл понятия «мобилизация» по содержанию имеет близкое значение с понятием «политизация». Милтон Эсман определяет этнополитическую мобилизацию как «процесс, с помощью которого этническая общность политизируется во имя ее коллективных интересов и устремлений» [16]. По мнению В. А. Ачкасова, «этнополитическая мобилизация – процесс, посредством которого группа, принадлежащая к одной этнической категории (приписывающая себе принадлежность к таковой), в борьбе за политическую власть и лидерство с членами другой/других этнических групп или государством манипулирует этническими обычаями, ценностями, мифами и символами в политических целях, используя их как главный ресурс, во имя обретения общей идентичности и политической/государственной организации группы» [1]. Этнополитическая мобилизация имеет ряд факторов, которые определяют ее развитие. Одним из факторов этнополитической мобилизации выступает символическая политика. Символическая политика – особый род политической коммуникации, нацеленной не на рациональное осмысление, а на внушение устойчивых смыслов посредством инсценирования визуальных эффектов [2]. Символическая политика осуществляется в публичной сфере, где в открытом режиме формируется общественное мнение, обсуждаются значимые проблемы, конструируются коллективные идентичности. Представление о коллективном прошлом имеют немаловажное значение в символической политике. Согласно этнополитическому подходу Энтони Смита, символы не конструируются на пустом месте, а основываются на установленных раннее содержательных смыслах [3]. Политическим символом является определенный знак, который выполняет коммуникативную функцию, устанавливающую связь между властью и личностью. Политический символ имеет важное значение как для власти, так и для всего общества. С помощью политических символов власть может активно влиять на общество, консолидировать его, побуждать на совершение конкретных действий, а также манипулировать общественным сознанием. В роли политического символа могут выступать флаг, гимн, лозунг, памятная дата, политический ритуал, образ политического лидера и т. д. После вхождения Крыма в состав Российской Федерации в 2014 году возросла актуальность изучения символического аспекта этнополитической мобилизации крымских татар. В данной статье мы рассмотрим обладающие наибольшим мобилизационным потенциалом этнические символы, при помощи которых крымские татары осуществляют нациестроительство на современном этапе. Тарак-тамга, родовой знак династии Гераев, правивших Крымским ханством с начала XV века до 1783 года, используется крымскими татарами в качестве национального символа. В дословном переводе с крымско-татарского языка тарак-тамга означает «гребень-тамга» (от крымско-тат. taraq — гребень, расчёска; tamğa — тамга, клеймо). Хаджи I Герай, основатель Крымского ханства, которому удалось в результате длительной борьбы добиться независимости Крыма от Золотой Орды, первым в качестве родового знака использовал тарак-тамгу, которая стала символом ханской власти. Существует как минимум 2 версии относительно того, почему именно тарак-тамга стала государственным гербом Крымского Ханства. По одной из версий, Хаджи Герай, который вёл своё происхождение от Тука-Тимура, внука Чингисхана, получил знак в наследство от Джучи, первого сына Чингисхана. У татаро-монголов тамга-трезубец связывалась с привилегиями господствующих семей, являлась атрибутом царского рода, передавалась по наследственной линии и обозначала «трон, алтарь, место правителя». Согласно другой версии, прототипом тарак-тамги являются геральдические знаки Польши и Литвы. Так, например, гербом замка Тракай в Литве, где родился Хаджи Герай, и являлся трезубец. Флаг крымских татар представляет собой одноцветное полотнище небесно-голубого цвета с желтой тарак-тамгой (гербом) в верхнем левом углу. Впервые флаг был принят Курултаем крымско-татарского народа 26 ноября 1917 года в городе Бахчисарае. Повторное принятие флага в качестве национального состоялось 30 июня 1991 года на втором съезде Курултая крымско-татарского народа, объявившим себя приемником I Курултая 1917 года [13]. Цвет флага означает свободу, чистоту, верность и честность. Голубой цвет присутствовал на знаменах Крымского ханства и является традиционным цветом тюркских народов, ассоциируется с небом, водой и степью. При выборе цвета национального флага немаловажную роль сыграло и само значение в крымскотатарском языке слова «кок» (голубой), являющегося корнем множества иных слов, связанных с такими понятиями, как счастье, обновление и жизнь. Таким образом, небесно-голубой фон флага связывают с желанием единства народа, благополучия, мира. Пропорции флага были утверждены на втором съезде Курултая крымскотатарского народа в 1991 году. Согласно принятому постановлению «О национальном флаге и национальном гимне крымско-татарского народа», отношение ширины флага к его длине должно соответствовать пропорциям 1:2. На некоторых флагах в XX веке расположение тарак-тамги было различным. Трезубец мог располагаться не только в верхнем левом углу, но и посередине флага. Также встречались флаги с разным пропорциональным соотношением размера герба и полотнища. Создателем образца, который принят единым для всего крымско-татарского народа, является гражданин США крымскотатарского происхождения Фикрет Юртер. В 2010 году Меджлис крымско-татарского народа принял решение об учреждении празднования 26 июня Дня крымско-татарского флага. Именно в этот день начал работу второй съезд Курултая крымско-татарского народа в Симферополе, на котором было принято постановление «О национальном флаге и национальном гимне крымско-татарского народа». Крымско-татарский флаг и празднование 26 июня воспринимаются как символ несокрушимости и борьбы крымских татар против России за свою свободу.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Баландина Ю.В. СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ КРЫМСКИХ ТАТАР // Вестник науки №1 (34) том 5. С. 7 - 19. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4078 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4078



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.