'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (34) том 5
  4. Научная статья № 3

Просмотры  123 просмотров

Герасимова М.В.

  


ЗАДАЧИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УСТНЫХ ТЕКСТОВ В ОБРАЗОВАНИИ *

  


Аннотация:
в данной статье обосновывается значимость лингвистической экспертизы устных текстов в образовании. Показано, что этот тип экспертизы, является наиболее информативным во всех аспектах, где учебные темы прямо или косвенно обсуждаются посредством речи и языка   

Ключевые слова:
образование, лингвистическая экспертиза, наукоемкие технологии, формы речи, логико-семантический анализ текста   


Актуальность лингвистической экспертизы в системе образования связана с тем, что речь и язык являются приоритетными каналами коммуникации субъектов образования как социально-гуманитарной практики и профессиональной сферы деятельности. Главным образом речевыми и языковыми средствами обеспечены практически все процессы и трудовые функции: обучение, воспитание, развитие обучающихся, методическая и учебно- методическая деятельность, профессионально-личностная коммуникация педагогов. Лингвистическая экспертиза устных текстов в образовании, направлена на выявление смыслов, выраженных в исследуемых текстах, анализ этих смыслов в различных аспектах; определение объема и содержания понятия, выражаемого отдельной лексемой или лексико-грамматической конструкцией, употребленными в тексте; установление степени адекватности передачи вторичным текстом содержания исходного текста 2. Речь и язык являются практически единственными инструментами, способными определить качество процессов в образовании. Формы речи, структуры и средства языка в их собственном содержании и интегративно формируют структуры и качественные характеристики социальных представлений, социального сознания, социальные и социально-эмоциональные отношения, картину мира человека, качество внимания, восприятия и мышления, интересы и направленность личности, мотивацию, то есть широкий спектр психических и личностных характеристик. Лингвистическая экспертиза образовательных практик и других аспектов образования требует развития наукоемкости экспертных технологий. Это, в частности, обеспечено новейшими концепциями речи как феномена и психического процесса в отличие от языка и процессов использования языка; репрезентативных возможностей форм речи (речевых жанров) в отношении структур социального опыта и социального сознания и т.п. Эксперт-лингвист анализирует информацию, содержащуюся в разговоре, с языковой точки зрения, применяя различные методы, в том числе наиболее частотные: метод семантического анализа, коммуникативного (конверсационного) анализа. Информация может рассматриваться лингвистом, по крайней мере, на трех уровнях: 1) лексический уровень: утверждение, мнение, оценка заключаются в употребленных лексемах; 2) уровень фразы (высказывания): в этом случае при нейтральных лексических средствах. Также в лингвистических экспертизах устного текста в качестве метода интегративного анализа можно использовать метод дискурс-анализа, при котором учитывается не только лингвистическая, паралингвистическая стороны общения и личностные особенности коммуникантов, но экстралингвистическая действительность, помогающая интерпретации того, что было высказано коммуникантами 1. Кроме названных, в отношении языковой реальности высказывания остаются актуальными такие виды лингвистического анализа как лексикографический, выявляющий субъективную семантику значений слов; семантикосинтаксический анализ с его возможностями выявлять структуры синтаксических ролей и реализацию в этих ролях субъективно значимых для говорящего феноменов 3. Проблемой для подавляющего большинства субъектов образования, определяющих качество профессиональной коммуникации и формирующих культуру образовательной и управленческой среды, является, скорее личностнообусловленное продуцирование форм речи и языка, нежели требуемое использование рече-языковых технологий, которые позволили бы в кратчайшие сроки достичь образовательных результатов нового качества, заданного федеральными образовательными стандартов для различных уровней образования 2. Таким образом, качество результатов образования, в определяющей мере зависит и обеспечивается качеством рече-языковой коммуникации в образовательных средах конкретной образовательной организации и в системе ее связей с внешней средой.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (34) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Герасимова М.В. ЗАДАЧИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УСТНЫХ ТЕКСТОВ В ОБРАЗОВАНИИ // Вестник науки №1 (34) том 5. С. 28 - 31. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4080 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4080



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.