'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (42) том 2
  4. Научная статья № 4

Просмотры  120 просмотров

Коннова Е.С.

  


УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ЗАКУПКАХ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается элементы управления качеством в процессе закупок, а также важность сертификата ISO 9001   

Ключевые слова:
стандарт, ISO, качество закупок, управление качеством, закупки, поставщик   


УДК 1

Коннова Е.С.

Студент, магистрант, кафедра технической кибернетики

Уфимский государственный авиационный технический университет

(Россия, г. Уфа)

 

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ЗАКУПКАХ

 

Главным процессом жизненного цикла продукции в СМК являются закупки. От качества исходных сырья, материалов, комплек­тующих изделий зависит качество конечного продукта. Согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 компания долж­на обеспечивать соответствие приобретаемой продукции установлен­ным требованиям к закупкам.

Понятие «качество закупок» достаточно емкое и может определять­ся с учетом интересов как внутренних, так и внешних потребителей. Со стороны внутреннего потребителя качество закупок может определяться: своевременной поставкой требуемого объема изделий; соответствием поставленных изделий техническим условиям, стандартам, чертежам; возможностью сборки поставленных изделий в более сложные узлы.

Со стороны внешнего потребителя под качеством закупок могут пониматься следующее: поставки должны быть своевременными и равномерными; закупки должны производиться по экономически целесооб­разным ценам; затраты по претензиям потребителей, предъявляемым к орга­низации из-за отказа покупных изделий, не должны подры­вать экономическое благосостояние и имидж предприятия на рынке.

Перед заключением контракта организация должна выбрать тот уровень качества поставляемых ресурсов, который ей не­обходим; далее выбрать поставщика, который мог бы обеспечить требуемый уровень качества. При заключении контракта организация должна обратить  внимание на изложение в этом документе требований к качеству по­ставляемой продукции, условий, способствующих его обеспечению, а также отразить последствия их нарушений.

Важнейшими элементами управления качеством в процессе закупок являются: определение требований к качеству поставляемых материально- технических ресурсов, комплектующих изделий, продукции; оформ­ление этих требований в соответствующей нормативно-технической документации; определение требований к процессам деятельности поставщи­ков, а также критериев оценки и выбора поставщиков; оценка и выбор квалифицированных поставщиков и заключе­ние с ними соглашений по качеству; формирование системы партнерских отношений с поставщиками; осуществление входного контроля качества.

Требования к качеству материально-технических ресурсов установ­лены обширным фондом нормативно-технических документов по стандартизации, которые регулярно пересматриваются. Согласно ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 организация должна оценивать и выбирать поставщиков с учетом их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями компании. При этом должны быть разработаны критерии отбора и оценки возможностей поставщиков. По­лучение доказательств соответствия качества предлагаемой продукции требованиям покупателя основывается на изучении предъявляемых по­ставщиком документов, удостоверяющих качество продукции. Но это­го может быть недостаточно, особенно если поставщик мало известен или продукция новая. 

Когда компания определила требования, можно искать организацию, которая их выполнит. Решение, запрашивать ли сертификат ISO 9001 у поставщика или нет — сугубо индивидуальное.

Например, компания-заказчик решает выбрать в качестве поставщика организацию, чья система менеджмента построена согласно ISO 9001. Чтобы понять, что организация имеет сертификат, достаточно потребовать предъявить сертификат ISO 9001. Однако надо понимать, что на рынке сертификации работает 3 типа сертифицирующих органов: которые продают сертификаты без проведения каких-либо проверок; которые приезжают на предприятие с формальным визитом, по сути, не проверяя систему менеджмента; которые приезжают на предприятие с реальным аудитом для проверки системы менеджмента, помогая в ее отлаживании и минимизации рисков.

Во всех случаях выдаются сертификаты ISO 9001. При этом компании следует обращать внимание на: наличие у органа по сертификации надлежащей аккредитации для проведения сертификационных аудитов в определенной отрасли, позицию органа по сертификации, репутацию органа по сертификации.

ISO 9001 устанавливает определенные нормы поведения для бизнеса. Если участники цепи поставок живут по стандарту ISO 9001, взаимодействовать им будет легче, а результат взаимодействия – прогнозируемым. Если каждый участник цепочки будет, с одной стороны, тщательно анализировать требования своего клиента, а с другой стороны, четко формулировать требования к своим поставщикам, то выиграют все стороны.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Салимова Татьяна Анатольевна. Управление качеством: учеб. по специальности «Менедж­мент организации» / Т. А. Салимова. — 5-е изд., стер. — М.: Изда­тельство «Омега-Л», — 416 с. 2011

ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Издание официальное.

Как ISO 9001 помогает управлять поставщиками (дата обращения: 23.08.2021)

 

Konnova E.S.

Student, undergraduate, Department of Technical Cybernetics

Ufa State Aviation Technical University

(Russia, Ufa)

 

QUALITY MANAGEMENT IN PURCHASING

 

Abstract: this article examines the elements of quality management in the procurement process, as well as the importance of the ISO 9001 certificate.

 

Keywords: standard, ISO, procurement quality, quality management, procurement, supplier.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (42) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Коннова Е.С. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ЗАКУПКАХ // Вестник науки №9 (42) том 2. С. 17 - 20. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4129 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4129



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.