'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (42) том 2
  4. Научная статья № 6

Просмотры  125 просмотров

Чудинова С.В.

  


ПОНЯТИЕ, КРИТЕРИИ И ПРИЗНАКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ *

  


Аннотация:
в статье определяются и характеризуются понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства) муниципальных унитарных предприятий   

Ключевые слова:
муниципальное унитарное предприятие, несостоятельность, неплатежеспособность, банкротство, критерии банкротства, признаки банкротства   


УДК 347

Чудинова С.В.

 Магистрант

Уральского института управления – филиала РАНХиГС

(г. Екатеринбург, Россия)

 

ПОНЯТИЕ, КРИТЕРИИ И ПРИЗНАКИ

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 

 

Согласно положениям ст. 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) любое юридическое лицо, в том числе муниципальное унитарное предприятие, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Банкротство муниципальных унитарных предприятий, как процедура признания несостоятельности юридического лица, регламентируется ст. 65 ГК РФ и Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) с учетом положений Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.11.2020) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Понятие несостоятельности (банкротства) муниципальных унитарных предприятий вытекает из общего определения банкротства, представленного в ст. 2 Закона о банкротстве: это «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Вместе с тем многие цивилисты отрицательно относятся к отождествлению законодателем понятий «несостоятельность» и «банкротство», справедливо отмечая, что изначально возникает несостоятельность, а потом банкротство (определение арбитражного суда о признании должника банкротом).

Банкротство муниципального унитарного предприятия – это процедура признания его финансовой несостоятельности, которая направлена на решение проблемы с долгами перед кредиторами в строго урегулированном процессуальном порядке. Через механизм банкротства унитарные предприятия решают две основные задачи: очищают их от кредиторской задолженности и переоформляют права собственности на активы на иное лицо.

Процедура признания муниципальных унитарных предприятий в финансовой несостоятельности, если они не относятся к категории градообразующих (ст. 169 Закона о банкротстве), проводится в стандартном порядке, что предполагает прохождение следующих этапов: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Особенность банкротства унитарного, в том числе муниципального, предприятия определяется его организационно-правовой формой как юридического лица: собственник имущества унитарного предприятия и его руководитель не совпадают, и последний не наделен правом инициации банкротства (добровольное банкротство). По мнению В.А. Егоровой, это обусловлено тем, что муниципальные унитарные предприятия относится к категории коммерческих организаций, которые наделены лишь правом хозяйственного ведения на закрепленное за ним имущество. Поэтому с учетом ст. 9, 30 Закона о банкротстве и ст. 65 ГК РФ при возникновении признаков неплатежеспособности унитарного муниципального предприятия руководитель обязан сообщить об этом факте собственникам имущества. Собственник имущества на основании поступившей информации об угрозе банкротства принимает своевременные меры по восстановлению платежного баланса должника или передает в арбитражный суд заявление о банкротстве.

В юридической литературе сформировалось мнение, что банкротство муниципальных унитарных предприятий возникает при наличии критериев несостоятельности, в частности, таких как: неплатежеспособность и неоплатность. При этом критерий банкротства трактуется как «законодательный подход к определению неспособности удовлетворить требования кредиторов, положенной в основу понятия банкротства». Действующее законодательство в качестве основного критерия избрало критерий неплатежеспособности. Это значит, что лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если оно не исполняет свои обязательства перед ними в течение определенного срока. Таким образом, понятия неплатежеспособности и несостоятельности банкротства взаимосвязаны, в основу «несостоятельности» входит признак неплатежеспособности, в основу «банкротства» - признак невозможности исполнения своих обязательств перед кредиторами в течение определенного срока. Несостоятельность подтверждает неплатежеспособность муниципального унитарного предприятия, но еще не означает признание его банкротом на официальном уровне, поскольку это возможно только по решению арбитражного суда.

В рамках данного критерия закрепляется определенная система признаков несостоятельности (банкротства). Закон о банкротстве в качестве одного из признаков банкротства устанавливает минимальный размер задолженности субъекта, в отношении которого инициируется дело о несостоятельности. Согласно ст. 3 Закона о банкротстве сумма задолженности должна быть не менее 300 тыс. рублей. При этом муниципальное унитарное предприятие считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Вместе с тем муниципальные унитарные предприятия, которые имеют статус управляющих компаний в сфере ЖКХ, обладают еще одним признаком наступления несостоятельности. Кроме задолженности перед своими кредиторами, они утрачивают способность исполнять свои долговые обязательства перед конечными потребителями-гражданами, а именно не способны поставлять им коммунальные услуги должного качества.

При определении наличия признаков несостоятельности (банкротства) и объема прав требований каждого из кредиторов юридическое значение придается лишь денежным долговым обязательствам, т.е. принимается во внимание собственно задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы полученного и невозвращенного займа с причитающимися на него процентами, задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения, а также вследствие причинения вреда имуществу кредиторов.

Следует согласиться с И.С. Шиткиной о том, что при определении наличия признаков банкротства должника - юридического лица не учитываются подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Вместе с тем Закон о банкротстве не ограничивается лишь гражданско-правовым обязательством должника, поскольку при установлении наличия признаков несостоятельности во внимание принимается и публично-правовая обязанность соответствующего лица, т.е. обязанность по уплате налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды (налоги, сборы, страховые и иные публично установленные взносы и платежи), а также обязательства о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору (п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве).

Под признаками банкротства в доктрине конкурсного права понимаются юридические факты, при наличии которых лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов и может быть признано банкротом. Установление такого признака судом в процессе рассмотрения дела о банкротстве является основанием для признания должника банкротом. По общему правилу признак банкротства юридического лица, в том числе муниципального унитарного предприятия, - неисполнение денежного обязательства, требований об оплате труда или выплате выходных пособий или обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев (ст. 3 Закона о банкротстве). Указанный срок исчисляется с даты, когда обязательство или обязанность должны были быть исполнены.

Для определения наличия признаков банкротства в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 4 Закона о банкротстве учитываются:

— размер денежных обязательств (сумма основного требования). Это задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, сумма займа, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения и причинения вреда имуществу кредиторов; суммы, взысканные судом вместо причитавшегося кредитору исполнения обязательства в натуре (например, стоимость не переданной кредитору оплаченной им вещи);

— размер требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

— проценты за пользование заемными средствами, но не за просрочку платежа (например, это проценты за пользование суммой кредита, но пени, начисляемые при просрочке возврата кредита, к ним не относятся);

— убытки в виде реального ущерба;

— размер обязательных платежей без учета санкций (к примеру, сумма недоимки по налогу); — перечисленные выше требования, срок исполнения которых не наступил на дату введения наблюдения (первой процедуры в деле о банкротстве), но только в целях участия в деле о банкротстве.

Для определения наличия признаков банкротства согласно абз. 2 п. 2 ст. 4 Закона о банкротстве не учитываются:

— обязательства должника перед всеми кредиторами первой очереди (гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; по выплате компенсации сверх возмещения вреда);

— обязательства перед отдельными кредиторами второй очереди (по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности);

— обязательства перед участниками должника, вытекающие из такого участия (например, это обязательства должника — акционерного общества выплатить своим акционерам стоимость части имущества этого общества в случае его ликвидации);

— имущественные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (неустойки, проценты за просрочку платежа, в том числе начисленные по ст. 395 ГК РФ, убытки в виде упущенной выгоды);

— финансовые санкции (штрафы, пени) за неисполнение обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Моментом определения состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей являются:

1) при подаче заявления о признании должника банкротом — дата подачи в суд такого заявления (п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве);

2) при заявлении кредитором своих требований после возбуждения производства по делу о банкротстве (если требования возникли до возбуждения такого производства) — дата введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Для кредитора, срок исполнения обязательства перед которым не наступил, установлены особенности определения размера требования в случае, если оно беспроцентное (например, беспроцентный заем), или если размер суммы кредита уже включает в себя проценты по кредиту (например, при покупке товаров в кредит) - п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 № 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве».

Состав и размер обязательств, выраженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному ЦБ РФ, на дату введения каждой процедуры в деле о банкротстве, следующей после наступления срока исполнения обязательства.

 

Список литературы:

 

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Российская газета. 1994. 8 декабря.

О несостоятельности (банкротстве) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021) Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.

Юлова Е.С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2016. 413 с.

Егорова В.А. Теоретические основы изучения несостоятельности (банкротства) // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/64555 (дата обращения: 25.08.2021).

Колышкин А. В., Гиленко Е. В., Довженко С. Е., Жилкин С. А., Чое С. Е. Прогнозирование финансовой несостоятельности предприятия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2014. Выпуск 2. С.122-142.

Корпоративное право: учебник / А.В. Габов, Е.П. Губин, С.А. Карелина и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Статут, 2019. 735 с.

Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 № 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве» // Вестник ВАС РФ. 2014. № 2.

 

Chudinova S.V.

Master's Student of the Ural Institute of Management

branch of the RANEPA

 (Ekaterinburg, Russia)

 

CONCEPT, CRITERIA AND FEATURES INSOLVENCY (BANKRUPTCY)

MUNICIPAL UNITARY ENTERPRISES

 

Abstract: the article defines and characterizes the concept, criteria and signs of insolvency (bankruptcy) of municipal unitary enterprises.

 

Key words: municipal unitary enterprise, insolvency, insolvency, bankruptcy, bankruptcy criteria, signs of bankruptcy.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (42) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Чудинова С.В. ПОНЯТИЕ, КРИТЕРИИ И ПРИЗНАКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ // Вестник науки №9 (42) том 2. С. 26 - 33. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4131 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4131



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.