'
Балакай В.И., Ковалева А.О., Чиряев М.Г.
РАСЧЕТ СКОРОСТИ КОРРОЗИИ ПОДЗЕМНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ *
Аннотация:
в статье приведен расчет прогнозируемой скорости коррозии с учетом состава и удельного сопротивления грунта, ионной силы грунтового электролита, типа изоляционного покрытия
Ключевые слова:
скорость коррозии, трубопровод, состав грунта, удельное сопротивление
Для пассивной защиты подземных металлических сооружений используются, в основном, два типа изоляционного органического покрытия: битумные и пленочные, которые могут нарушаться как в процессе строительства трубопровода, так и в процессе его эксплуатации. Нарушение изоляционного покрытия (сплошности) классифицируется как открытые дефекты изоляции (ОДИ) и закрытые дефекты изоляции (ЗДИ). Были проведены натурные исследования по влиянию ОДИ и ЗДИ на коррозию металлической поверхности в грунтах Ставропольского края. Образцы – «свидетели», изготовленные в виде шайб, были разделены на две категории. 1-я – имитировала ОДИ, при этом использовалась битумная изоляция, 2-я – имитировала ЗДИ – применялась пленочная изоляция. Общей сложностью в грунты зоны прокладки магистрального газопровода было помещено 4 коррозионные станции, включавшие в себя по 18 образов- «свидетелей». Первые две станции были извлечены через год, последние – через 2 года эксплуатации. Для данной методики использованы результаты лабораторных исследований только тех образцов-«свидетелей», которые в течение 2-х лет находились под ЭХЗ. На основании исследований было отмечено, что металл ОДИ, практически, полностью защищен средствами ЭХЗ: в первый год эксплуатации наблюдался унос металла; на второй – коррозионный процесс начал носить затухающий характер. В ЗДИ наоборот: коррозионные разрушения стали носят ускоряющийся характер, причем в основном, за счет роста числа питтингов, то есть локальных повреждений, что классифицируется как наиболее опасное утонение стенки трубопровода. Понижающий скорость коррозии коэффициент здесь составил v = 0,45. Соответственно, данное значение применяется для корректировки ПСК, рассчитанной для трубопроводов с битумной изоляцией. Повышающий скорость коррозии коэффициент здесь составил v = 1,37. Соответственно, данное значение применяется для корректировки ПСК, рассчитанной для подземных трубопроводов с пленочной изоляцией. Для паспортизации участка подземного трубопровода согласно критерия изоляционного покрытия используется не количественный фактор, показывающий абсолютное число дефектов, обнаруженных на фиксированном участке трубопровода, а относительное их распределение, то есть плотность дефектов изоляции – νдеф: νдеф = (n* + n)/n, где n* и n – длина участков с повреждениями изоляции и длина всего прогнозируемого участка. νдеф для битумной и пленочной изоляции рассчитывается одинаково.
Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 4
Ссылка для цитирования:
Балакай В.И., Ковалева А.О., Чиряев М.Г. РАСЧЕТ СКОРОСТИ КОРРОЗИИ ПОДЗЕМНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ // Вестник науки №8 (8) том 4. С. 155 - 157. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/414 (дата обращения: 20.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018. 16+
*