'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (35) том 1
  4. Научная статья № 5

Просмотры  143 просмотров

Мисунов С.Н.

  


ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ *

  


Аннотация:
в этой статье рассматривается эпоха Возрождения, когда она возродилась ее ценности, идеализация, философское течение, искусство и варианты ценностного понимания гуманизма   

Ключевые слова:
культура, эпоха Возрождения, гуманизм, последователи, личность   


Эпоха Возрождения явилась в преддверии Нового времени. Переходный период от культуры средних веков к Ренессансу в ХIII-XIV веках ознаменовался появлением таких имен, как Данте, Джотто, Петрарка, Бокаччо. Данте Алигьери известен как автор "Божественной комедии" – произведение, которое явилось новаторским с точки зрения языка. До Данте литературные произведения писали на языке вульгарной. Данте впервые пишет свое произведение на тосканском диалекте, на котором писали свои произведения также Петрарка и Бокаччо. Джотто (Джотто ди Бондоне) является ключевой фигурой итальянского Ренессанса, который, преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. В эпоху Возрождения европейские ценности получают новое толкование. Возрожденческий вариант ценностного понимания гуманизма: защита достоинства личности, ее свободы и всестороннего гармоничного развития. Как видно из данного обзора, двигающей силой художественного прогресса становится философское течение – гуманизм, идеями которого буквально пронизана вся эстетика эпохи Возрождения. Именно в условиях развития гуманизма в его высшей степени стало возможным появление такого типа личности, как Леонардо да Винчи. Особое значение рассмотрению фигуры великого учёного в контексте эпохе придавал отечественный исследователь Л.М. Баткин, к его мнению о проектности творчества Леонардо да Винчи мы вернёмся во второй главе нашего исследования. Рассмотрим более подробно основную концепцию гуманизма, благодаря которому сформировалось и развивалось творческое сознание Леонардо да Винчи. Теоретические обоснования принципов гуманизма и оптимизма в духовной жизни общества находят в работах Джовани Пикко делла Мирандола и Лоренцо Валла. В своих трактатах Пикко делла Мирандола обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я» [1, с. 46]. В философии Возрождения впервые проявляется категория выбора, как проявления творческой свободы. Движение Ренессанса сделало выбор в пользу античной культуры. Античное искусство было не только национальным классическим наследием и образцом, но и послужило отправной точкой в обращении итальянских художников к природе, стремящихся более полно раскрыть гармоничные законы жизни. Для человека Возрождения была характерна установка на культурное строительство и культурное созидание своего мира. Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность. Открытие чувственного богатства и многообразия реального мира сочеталось в итальянском Возрождении с аналитическим подходом к изучению действительности; была последовательно разработана и теоретически обоснована художественная система реалистического изображения мира, подкреплённая научным изучением законов линейной и пространственной перспектив, теории пропорций, проблем анатомии и светотеневой моделировки [3, с. 182]. В центре внимания эпохи Возрождения находится личность. Человек - мера всего и объект творческой ценности. Образ человека приобретает идеализированные черты и является целостным объектом образа или осмысления. Для эпохи Возрождения большое значение имеет принцип гармоничного единства во всем. Гармония понимается как объект отражения и одновременно художественное воплощение идеала совершенной реальности. Искусству эпохи Возрождения приписывают открытие разнообразия гармоничных отношений между человеком и миром, предсказание развития возможностей гармоничной и разносторонней личности. Утверждается идеал земного человека, способного наслаждаться полнотой жизни. Личность воспринимается как Творец, Художник. Индивидуальное авторство в культуре Возрождения приобретает ценность по сравнению с коллективным творчеством Средневековья. Для культуры Возрождения характерно подражательное отношение к природе. Природа находится в состоянии равновесия с человеком, оно связано с выбором и устройством жизнеспособного, комфортного пространства для человека. Вместе с тем переосмысляется место человека в мире. Появляется «открытие» глубины пространства и глубины времени. Что касается архитектуры и изобразительного искусства, проблемы пространства наиболее тщательно исследованы в связи с символической функцией перспективы. В культурной среде Возрождения появляются новые архитектурные объекты: ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, склады, рынки и т.д. Архитектурные произведения становятся все более социально ориентированными и подчиненными прагматическим целям, а не религиозным. В это время появился палаццо - разновидность городского дворца-особняка по подобию особняков античности. Появляются новые идеи городского планирования и реконструкции городских центров. Особое внимание уделяется деталям для создания комфорта. Это принципиальное отличие культурной среды эпохи Возрождения. Архитектура Возрождения является одним из воплощений неразрывной связи научных исследований и искусства, и да Винчи также известен как талантливый архитектор, работавший не только у себя на родине в Италии, но и за её пределами, при дворе французского короля. Особое внимание в архитектуре и искусстве эпохи Возрождения, равно как и в творчестве Леонардо да Винчи, уделяется пропорции. Пропорция – закономерное соотношение частей предметов или явлений между собой и целым. В эпоху Возрождения эстетическое осмысление пропорции связано с развитием архитектуры и естествознания. Разработка учения о пропорции принадлежит Пьеро делла Франческо, Л. Пачоли, введшему понятие золотого сечения, а также Леонардо да Винчи, подчеркивавшему, что «красота прекрасного лица заключена в божественной пропорциональности композиции его элементов» [5, с. 39]. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Мисунов С.Н. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ // Вестник науки №2 (35) том 1. С. 25 - 29. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4140 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4140



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.