'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (35) том 2
  4. Научная статья № 1

Просмотры  83 просмотров

Морковкина А.А.

  


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АТЛЕТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ЭТАПЕ КРИЗИСА СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются психологические условия адаптации профессиональных атлетов, находящихся на этапе кризиса спортивной карьеры   

Ключевые слова:
спорт, психология, карьера   


Современный спорт - это очень динамичная система, которая находится в состоянии непрерывного развития. Это развитие неминуемо сказывается на его субъектах- тренерах, спортсменах и психологах, которые также терпят постоянные изменения. В профессиональном спорте для того, чтобы показывать достойные результаты необходимо сочетание физических и психологических качеств. Если физически спортсмен в превалирующем числе стартов готов, то психологический аспект подготовки бывает развит слабо. Психологнеотъемлемое звено в тренировочном и соревновательном процессе. Контроль состояния спортсмена должен быть постоянным! Для того, чтобы вырастить спортсмена, нужно не только развить силовые и скоростные возможности организма, но и силу воли, научить воспитанника контролировать свои эмоции. Необходимо отслеживать особенности психики спортсмена н ранних периодах, чтобы развивать нужные качества. Несомненно, современный спорт - это очень высоко-конкурентная среда, из-за чего, современные спортсмены сталкиваются с колоссальными требованиями и эмоциональными нагрузками. Очень сложно удержаться на высоком уровне результатов, из-за чего каждый спортсмен, хотя бы раз за карьеру, сталкивается с падением результатов и сопутствующих этому эмоциональными переживаниями. Кризисы спортивной карьеры - явление достаточно частое, но при это недостаточно хорошо изученное. Термин «кризис» пришло к нам не так давно, как явление, кризис у спортсменов стал изучаться не так давно, в конце 90хх годов прошлого столетия. XX век выдался неспокойным, переломным для всех слоев населения, кризис личности стал понятием повседневным и распространенным. Кризис, согласно определению, — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы. Гордон В. Олпорт описывал это явление следующим образом: «Кризис — это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Зачастую подобный пересмотр представлений влечет за собой изменения в структуре личности. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер. По определению, личность, находящаяся в кризисе, не может оставаться прежней; иными словами, ей не удается осмыслить свой актуальный психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями или использовать простые привычные модели приспособления». На данный момент большинство Российских команд не располагают в своем штате психологом, при достаточно высокой потребности спортсменов, на психологическую помощь профессионала и психолого-педагогическое сопровождение подготовки. Наше исследование заключалось в определении психологопедагогических условий адаптации высококвалифицированных спортсменов, находящихся на этапе кризиса спортивной карьеры. На примере профессиональных лыжников-гонщиков, мы пытались выявить: - причины возможного кризиса, - факторы влияющие на успешность преодоления кризиса, -психолого-педагогические условия адаптации в период кризиса. Для того что бы определить психологические условия адаптации именно для спортсменов, мы задались вопросом: "В чем принципиальное отличие в психике профессионального атлета и обычного человека?" Проведя ряд популярных психологических тестов (тесть Кеталла, Тест Сонди, темпинг тест и другие), нами были выявлены несколько характерных особенностей: 1)Профессиональные атлеты оказались психологически устойчивее людей, не занимающихся спортом профессионально. Они успешнее справились с темпинг-тестом. 2) Результаты тестирования спортсменов очень разнились между собой и было сложно выявить значимые общие качества. Что говорит об отсутствии единого образца психического устройства, присущего всем профессиональным атлетам. 3) Спортсмены, проходящие период падения спортивных результатов, были явно эмоционально дестабилизированы, более ранимы и тревожны. Работа с профессиональным психологом помогла начать выход из кризиса спортсменам, испытывающим сложности в карьере. Но самый значимый вклад в их адаптацию внесла возможность сменить обстановку и абстрагироваться от соревновательной атмосферы. Спортсмены, получившие небольшой перерыв и отправившиеся домой на самоподготовку сроком 2 недели, присоединились обратно к команде в значительно лучшем психологическом состоянии. Также оказалось эффективным новая практика индивидуального подхода, согласно которому тренер должен писать тренировочный план с возможностями отклонений от него! Тренер дает задания, учитывая психологические приемы – процент эффективности выполнения при «Ограничении», «Одной попытке» с выходом на «Право на риск». Как показывает практика, это ведет к значительному росту эффективности выполнения заданий. Говоря об общих спортивных показателях, работа психолога помогла членам команды улучшить результат в среднем на 5-6 позиций в общем кубковом зачете, что для профессионального спорта является достаточно существенным. Начиная данное исследование, я разговаривала с профессиональными лыжниками-гонщиками, участниками кубка России и членами региональных сборных команд. Говоря о сложности спортивной деятельности и о кризисах карьеры, многие признавались, что им доводилось испытывать сложности в управлении эмоциями из-за постоянного психологического давления и эмоциональной напряженности. Многие отмечали у себя повышенную тревожность, периодически сменяющуюся апатией, были даже те кто подозревал у себя депрессию. Спортсмены сокрушались, что психологические блоки не дают им показать тот результат, на который они физически готовы, но при этом атлеты категорично относились к предложению посетить кабинет психолога. Их смущала перспектива обратиться к подобному специалисту. К сожалению, большинство Россиян действительно стесняются обращаться к профессиональным психологам и признавать наличие у себя психологических проблем, предпочитая справляться самостоятельно, хоть и не всегда успешно.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Морковкина А.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АТЛЕТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ЭТАПЕ КРИЗИСА СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ // Вестник науки №2 (35) том 2. С. 5 - 9. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4185 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4185



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.