'
Краева Н.В.
О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ФСИН РОССИИ *
Аннотация:
для недопущения нарушений прав и законных интересов граждан судам, уголовно-исполнительным инспекциям необходимо координированное взаимодействие с медико-социальными учреждениями России, общественными организациями
Ключевые слова:
уголовно-исполнительные инспекции, осужденные без изоляции от общества больные наркоманией, медицинская и социальная реабилитация, контроль за поведением осужденных
В России в состав 81 Федерального казенного учреждения (ФКУ), входит 1347 филиалов Уголовно-исполнительных инспекций (далее – УИИ) [1]. По учетам УИИ в 2019 году прошло 1 млн. 3 тыс. 100 человек, все они были зарегистрированы, на них заведены личные дела, и состояли под контролем сотрудников УИИ независимо от видов назначенного наказания. В отношении 1,6 тыс. человек судами принято решение об изменении меры пресечения и направлении в места лишения свободы. В целом статистика ряда лет свидетельствует, что уровень рецидивной преступности среди подучетных лиц невысокий. Перед сотрудниками УИИ поставлены задачи укрепления законности и правопорядка при исполнении девяти видов наказаний без изоляции от общества, мер принудительного пресечения, профилактике правонарушений. Особое внимание среди них уделено категории условно осужденных (ст. 73 УК РФ) [2], удельный вес которых в отдельных регионах составляет 40%. Согласно официальным данным ФСИН России [2] удельный вес условно осужденных за 2019 год составил 52 % (свыше 256 тыс. подучетных), от общего числа состоящих на учете в связи с осуждением к наказаниям не связанных с лишением свободы свыше 486 тыс. человек. В состав дирекции ФСИН России Указом Президента от 03.08.2020 № 489 [3] введена дополнительно должность куратора этого направления. Учитывая актуальность антинаркотической борьбы, законодатель в ноябре 2013 г. ввел в практику деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций новеллы. Согласно Уголовному закону [4, ст. 72.1 УК РФ], суд при назначении основного наказания – всего в статье перечислено шесть видов, начиная от штрафа до ограничения свободы, все они не связаны с лишением свободы – может возложить на осужденного обязанность пройти лечение от наркомании, а также пройти медицинскую и (или) социальную реабилитацию. Контроль за поведением граждан, больных наркоманией и осужденных без изоляции от общества, возложен на УИИ; судами устанавливается обязанность пройти курс лечения от наркомании, медицинскую и социальную реабилитацию. Понятие медицинской и социальной реабилитации раскрыто в определениях Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [5]: «реабилитация – это комбинированное и координированное применение социальных, медицинских, педагогических и профессиональных мероприятий». Иное мнение – медицинская реабилитация и социальная реабилитация включают в себя: недопущение инвалидности; помощь в достижении физических, психологических, профессиональных становлений; социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания [6]. Как видим, это комбинированное и координированное применение социальных и медицинских мер. В соответствии с уголовным законом (4, ст. 72.1, ст. 82.1 УК РФ), контроль возлагается на сотрудника УИИ, который не является медицинским работником, иногда не имеет юридического образования. На практике сотрудник уголовно-исполнительной системы не всегда может воспользоваться поддержкой общественных организаций для воздействия на поведение осужденного для недопущения нарушений прав и законных интересов граждан, положений Федерального закона. Необходим четко налаженный общественный контроль. В субъектах Российской Федерации функционирует в соответствии с федеральным законом от 19.05.1995 [7] 84 общественных наблюдательных комиссий, членам которых предоставлено право посещать учреждения, исполняющие наказания и следственные изоляторы, осуществлять контроль за соблюдением прав содержащихся в них лицах. И они посетили в течение 2019 года 3,7 тыс. учреждений УИС, где провели 9,1 тыс. бесед с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными [1, стр. 21]. Таким образом, проблема антинаркотической борьбы и реализация норм федеральных законов «ушли за спины» только сотрудников УИИ. В период пандемии коронавируса больным наркоманией осужденным, которым судом предписано пройти принудительное лечение на больничной койке, из которых 82% мест [5] уже заняты больными коронавирусом, и 75% выявленных зараженных лечатся в домашних условиях, практически невозможно. Осужденные больные наркоманией не выполняют обязанности пройти курс лечения, из наркологических диспансеров поступают извещения об уклонении от лечения. У сотрудника нет возможности воспользоваться «социальными лифтами» в целях социальной реабилитации осужденного и улучшения его социального статуса. Согласно положениям федерального закона № 317 от ноября 2013 г. [4] сотрудник УИИ как представитель государственного органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, при получении извещения из наркодиспансера об уклонении от лечения обязан по формальным признакам вынести предупреждение, а суд по представлению этого органа отменяет наказание и направляет осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда. С другой стороны, при наличии на протяжении двух лет объективных данных [4], подтверждающих, что осужденный после окончания лечения от наркомании, медицинской реабилитации, социальной реабилитации суд освобождает осужденного, признанного больным наркоманией, от отбывания наказания или оставшейся части наказания. Для недопущения нарушений прав и законных интересов граждан судам, уголовно-исполнительным инспекциям необходимо координированное взаимодействие с медицинскими, социальными учреждениями России, общественными организациями. Ощущается недостаток взаимной и обратной связи с центрами занятости населения. Очевидно, что трудоустройство с помощью государственных органов благотворно влияет на ослабление криминальных связей между осужденными, способствует более эффективной социализации после отбытия наказания. При собеседованиях с инспекторами УИИ осуждённые не редко указывают, что официально не трудоустроены, ссылаются на заработок, который находят с помощью друзей, на самозанятость. Это значит, что часть подучетных лиц не имеют ни постоянного жилья, ни постоянной или временной регистрации, что создает латентные криминогенные связи, условия для повторной преступности. Особенно это явление характерно для столичного региона, городов-мегаполисов. Отсутствие курсов повышения квалификации для инспекторов УИИ по вопросам специфики психологии в работе с осужденными приводит к снижению результатов этой работы. В целом эта форма работы проводится с подучетными формально. Не редко на одного инспектора УИИ может приходиться свыше 100 человек с обслуживаемых территорий (наиболее характерно для столичного региона). Необходимо внедрить в практику деятельности УИИ участие в беседах в дни приема подучетного элемента штатного психолога инспекции, что позволит дополнить психологический портрет личности осужденного. Используемая в настоящее время форма «Портрет» служит больше формальным целям заполнения материалов личного дела осужденного и такой же бюрократический отчет руководству. В открытом доступе информационнотелекоммуникационной сети Интернет, в печатных и электронных средствах массовой информации в настоящее время публикуется немало разноречивой, порой нелепой информации по поводу коронавируса. ФКУ УИИ каждого территориального органа субъекта России могут обобщить и использовать в деятельности опыт работы, полученный в условиях пандемии. Условия самоизоляции в г. Москве показали, что способ дистанционного приёма граждан посредством телефонной связи, с использованием мессенджеров и социальных сетей в устройствах мобильной телекоммуникационной связи не только поддерживает контроль за поведением граждан, состоящих на учётах в инспекциях, повышает ответственность подучетных лиц. Являются дополнительной формой защиты персонала УИИ от заболеваний. К сожалению, не везде в уголовно-исполнительных инспекциях предусмотрены Интернет, защищенная внутренняя сеть. При возрастающих объемах служебных задач, росте численности подучетных лиц без модернизации, цифровизации и внедрения современных каналов связи невозможно обеспечивать надлежащий уровень взаимодействия с судами, с УИИ других регионов страны и ОВД.
Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 2
Ссылка для цитирования:
Краева Н.В. О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ФСИН РОССИИ // Вестник науки №2 (35) том 2. С. 47 - 57. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4191 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*