'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (35) том 2
  4. Научная статья № 10

Просмотры  107 просмотров

Музеева С.С.

  


КИРПИЧНЫЙ ДЕКОР КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ ГОРОДА КАЗАНИ ВТОРОЙ ТРЕТИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены декоративные кирпичные элементы культовых сооружений Казани, особенности кирпичной кладки на территории Казани второй трети XVIII-начала ХХ веков и влияние крупных центральных городов. Декоративные кирпичные элементы содержат в себе как традиционные татарские орнаменты, которые пришли сначала в деревянную архитектуру, так и орнаменты восточных, европейских и азиатских стран, заимствованные от приезжих мастеров   

Ключевые слова:
кирпичный декор фасадов, архитектура культовых сооружений, кирпичное узорочье   


До XVII века в России вся архитектурная деятельность сводилась к восстановлению построек, разрушенных в смутное время. Строительство культовых кирпичных сооружений активно начинает развиваться только к началу XVIII века. Первый обожжённый кирпич на Руси появляется в Х веке в Киеве при строительстве Десятинной церкви. Мастера были из Византии, поэтому при строительстве они использовали технологию Византийской плинфы размером 37х27х3,5 см. В XVIII веке появляется общеевропейский стиль, где период древнерусской архитектуры заканчивается и наступает новый виток развития для всей архитектуры. Исследователи называют новый стиль, образовавшийся в XVIII веке, «кирпичным узорочьем» за его новые формы, появившийся кирпичный декор и сложность композиции. Кирпичная декоративная кладка помогла при создании плоскостного рисунка из кирпича с помощью разного вида кладки, цвета кирпича, и текстуры. Это придает зданию художественную выразительность, выводит красивые элементы фасадных решений вперед. Орнаментика кирпичных поверхностей могла носить рельефный характер. Так кирпичная кладка отдельных рядов выводилась поочередно вперед с небольшим напуском, создавая игру светотеней, или выложить более сложный узор. В большинстве декоративных элементов чувствуется связь с народным искусством. Например, верхнюю часть храмов зачастую украшали целые каскады кокошников, витые колонны, арочные оконные проемы или целые порталы. В то же время многие характерные примеры стиля пришли с Запада и несли в себе черты маньеризма и архитектуры эпохи позднего Возрождения (из кирпича также складывались разные фигуры животных в христианских культовых сооружениях). Во второй трети XVIIIначала XX веков идет расцвет эклектики, где кирпич становится самым популярным строительным материалом. Классицизм в Российской империи начался в середине XVIII века и продолжался почти 50 лет. За это время были созданы образцовые проекты, где строительство было подчинено единым правилам. Появились так называемые типовые проекты в специальных альбомах. Заказчикам приходилось выбирать уже готовые проекты, но при этом в Поволжье все-таки добавляли свои предпочтения в заказ. В Казани были сосредоточены творческие потенциалы архитекторов петербургской школы: Ф. Емельянова, И. А. Марии, А. К. Шмидта. Сказать, что внешне архитектура культовых сооружений Казани отличалась необыкновенным своеобразием от архитектуры центральных городов России, было бы большим преувеличением [1 с. 269]. Их фасады лишь в массе отличались от русских, стилистически следуя за всеми перипетиями развития русской архитектуры. Национальной их особенностью было преимущественное употребление треугольных фронтонов, отсутствие фигур животных на фасаде, появление зигзагообразных элементов, также совершенно  оригинальные мотивы, присущие только татарской культуре, применявшихся повсеместно в Казани или других близлежащих городах. Одним из распространённых приемов в достижении национального колорита в архитектуре Казани стало использование характерно мусульманских декоративных деталей. Архитекторы же выполняли это требование, выбирая соответствующие декоративные детали в разнообразном ассортименте «стилей», предлагавшихся в специально выпускаемых альбомах. Средствами для их исполнения стали привычные для русской архитектуры узорная кирпичная кладка, лепная штукатурка, штампованная керамика, резной камень, дерево и так далее. Образцами для подражания иногда служили и фасады культовой архитектуры центральных городов России. В Петровский, Екатерининский и Павловский периоды времени татарские и христианские культовые сооружения развивались в двух целевых направлениях: 1. Западная традиция оформления кирпичного декора. Следование стандартном западного стиля в его русской трактовке, но с применением традиционным для татарской архитектуры подходов и технических приемов воплощения. В их числе низкая пластика стены, отсутствие портиков, колоннад, своеобразная гамма цветов, замена в ряде случаев лепных декоративных элементов более простыми деталями, редко росписями. 2. Татарская традиция оформления кирпичного декора. Оформление фасадов с применением традиционных для татарской средневековой архитектуры мотивов (михрабообразных ниш, ракушек, сияний, витражей, круглых окон, полосатой и зигзагообразной раскраски, орнаментов и другое), где внешне культовое сооружение иногда ассоциативно сближается с оформлением в духе барокко или классицизма, но сохраняет при этом отчетливые черты национальных элементов в кирпичной декоративной кладке [2 с. 69]. Изучение декоративной кладки дает возможность установить преемственность практического опыта элементов культовых сооружений.  Кирпич, как строительный материал, не исчерпал своей исторической роли. Для того чтобы прослеживать историю развития и применения новых декоративных форм, необходимо понять логику построения композиции, систематизировать основные элементы по группам (наличники, фризы, порталы, карнизы). Что даст возможность анализа стиля кирпичной кладки. Чтобы изучить систему внедрения новых элементов, стоит изучить систему декорирования фасадов предыдущего периода. Также, несмотря на развитие общерусского стиля, следует обратиться к постройкам других близлежащих городов, и на основе их культовой архитектуры выделить тот декоративный элемент, который использовался только на территории Казани. В Казани не было своих архитекторов (в основном из Поволжья), поэтому мастерам приходилось перерабатывать сложившийся стиль под особенности города Казани. Чтобы понять существует ли на территории Казани свои особенности декоративной кирпичной кладки, необходимо изучить памятники характерные для того периода. Характерные Казанский памятники: башня Сююмбике 1720 год постройки, Спасская башня XVI век, Петропавловский собор 1726 год, Колокольня Богоявленского Собора 1897 год, Покровский собор 1909 год, Консисторская башня казанского Кремля XVII век, Азимовская мечеть 1890 год, Апанаевская мечеть 1771 год, Белая мечеть 1917 год, Бурнаевская мечеть 1872 год, Закабанная мечеть 1926 год, Казаковская мечеть XVII век, Мечеть Нурулла 1849 год, Розовая мечеть 1808 год, Султановская мечеть 1868 год постройки. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Музеева С.С. КИРПИЧНЫЙ ДЕКОР КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ ГОРОДА КАЗАНИ ВТОРОЙ ТРЕТИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВ // Вестник науки №2 (35) том 2. С. 67 - 73. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4193 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4193



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.